Иерусалим: от Храмовой горы через Дормицион и башню Давида к мельнице Монтефиоре - 15.10.2008
marina_pavlova — 06.08.2010Недалеко от Стены Плача, о которой я писала когда-то давным-давно, находится археологический парк, где ведутся непрекращающиеся раскопки. Стандартный вид на эти места со стороны старого города: западная сторона Храмовой горы – Стена Плача, Храмовая гора и подъём на неё:
Южная сторона Храмовой горы и археологический парк, расположенный внизу:
При входе в археологический парк взгляд по-прежнему прикован к самой Храмовой горе. Ниже - вид на южную стену Храмовой горы и мечеть Аль-Акса – третью главную мусульманскую святыню. В период раннего средневековья с этой стороны Храмовой горы стоял халифский дворец, а дальше, за виднеющейся вдалеке справа стеной, начинался древний город.
В стене Храмовой горы виднеются выступающие камни, которые когда-то, вероятно, были арочной лестницой, ведущей наверх к Храму. В музее истории Иерусалима – башне Давида – можно увидеть соответствующую реконструкцию этой части Храмовой горы (фотография будет чуть ниже), а макет самого старого города тех времён находится в музее Израиля (это уже как-нибудь в другой раз).
Как и следовало ожидать, большая часть территории археологического парка завалена камнями. Точнее, это даже не камни, а огромные глыбы, весом в несколько тонн. Когда-то давно эти камни были частью стен-укреплений Храмовой горы, но пришедшим в начале нашей эры римским завоевателям Храмовая гора чем-то не понравилась, и они решили её разрушить: всё, включая стены. Вот только камни оказались слишком тяжёлыми, поэтому разрушить стены до конца римлянам не удалось.
Сейчас эта часть археологического парка выглядит как-то так:
С южной стороны Храмовой горы хорошо просматривается мечеть Аль-Акса, откуда, по преданию, Мохаммед вознёсся на небо. Подъём на Храмовую гору к мечети, по всей видимости, когда-то был с этой стороны, недалеко от ранее стоявшего тут халифского дворца.
Вместо халифского дворца в тот день в этих местах стояла очередная сукка:
А с возвышенностей открывались виды на жилые кварталы города...
... и самое древнее еврейское кладбище в мире:
Переместимся в еврейский квартал Старого города, на улицу Кардо, построенную римлянами. По задумке римлян, как и в других римских городах, улица Кардо должна была быть одной из двух главных улиц города. Сейчас древняя часть улицы Кардо находится на несколько метров ниже её современной части: несколько слоёв разных эпох добавило время.
Это была одна из главных улиц Иерусалима тех времён, и здесь шла бурная торговля.
Перенесёмся чуть за пределы старого города, ровно за крепостные стены. Недалеко от Сионских ворот, за стенами Старого города, находится церковь успения Богородицы (она же: Дормицион). Считается, что последние годы своей жизни Богородица провела в доме у апостолла Иоанна Богослова, и что здесь же она и умерла. Церковь стоит на месте, где, по преданию, стоял дом Иоанна Богослова. Как обычно, это лишь одна из многочисленных версий (по одной из версий, последние следы Богородицы и вовсе надо искать в Эфесе, что на территории современной Турции).
Внизу церкви находится крипта, где установлен камень, считающийся местом успения Богородицы. Кто и по какой причине решил именно этот камень считать святым, для меня остаётся загадкой, но, пожалуй, даже самое обыкновенное место станет святым, если оно ежедневно в течение нескольких столетий будет свидетелем сотен и тысяч молитв и просьб.
Где-то внутри церкви:
От Дормициона небольшая тихая и спокойная улочка ведёт к горнице Тайной Вечери и могиле царя Давида. По странному стечению обстоятельств, они находятся в одном здании.
На этой же улочке стоит и памятник царю Давиду. Ещё накануне вечером его окружала ограда, а сам памятник выглядел существенно лучше, чем в день, когда я его сфотографировала: в честь еврейского праздника Суккот группа арабских вандалов лишила царя Давида носа. Надо полагать, что не в первый раз.
Купол Дормициона с улочки, ведущей к горнице Тайной Вечери:
Собственно, то самое место, которое принято считать горницей Тайной Вечери:
Здание в его современном виде было перестроено францисканцами, но в средние века контроль над зданием перешёл к мусульманам, что привело к появлению здесь михраба и украшений с арабскими мотивами:
С другой стороны этого здания находится гробница царя Давида. Опять же, точное месторасположение захоронения неизвестно, но принято считать, что могила Давида находится здесь, на горе Сион, в том месте, где некогда находились главные синагоги Иерусалима. Эта часть здания представляет из себя небольшое помещение, разделённое на синагогу и маленькую комнатушку, где стоит саркофаг, покрытый синим бархатом с золотыми буквами. Саркофаг стоит на том самом месте, где, по легенде, покоится прах царя Давида. Подход к саркофагу, как обычно, разделён на две части: мужскую и женскую. С женской стороны:
Ещё одно небольшое перемещение по городу – от места захоронения царя Давида к башне-цитадели его же имени. Башня царя Давида - довольно интересное сооружение, находящееся на стыке христианского и армянского кварталов старого города. От первоначальной цитадели, построенной ещё при царе Ироде, уцелела лишь часть одной из башен. Остальная постройка – это уже период мусульманского господства. Внутри башен – довольно интересный музей истории Иерусалима, а сверху открывается один из лучших видов на город.
Вид на "новый" Иерусалим (за пределами старого города):
Вид с башни на саму цитадель:
Близлежайшие улочки:
Просто красивые виды на старый город:
Внутри музея самый большой интерес у меня вызвало предполагаемое изображение Храмовой горы. Современный вариант этого ракурса вы видели в самом начале этого поста. От изображённой ниже лестницы остались только выступающие из стены камни, свидетельствующие о наличии там арочной конструкции. Самая левая часть фотографии – современная Стена Плача – западная стена Храмовой горы. Правая часть – южная сторона Храмовой горы - та самая, где нынче располагается археологический парк.
Внутри крепости:
А это уже около стен старого города, район Яффских ворот (см. карту в начале этого поста):
Там же, за пределами крепостных стен, улицы современного города:
Под конец того дня совершила небольшой променад от Яффских ворот до более современной части города: квартал Ямин Моше, район мельницы Монтефиоре, отель "царь Давид" и фонтан "Львы".
Собственно, шикарный отель "царь Давид", печально прославившийся из-за терактов в 1946 году, когда погибли 91 человек:
Мельница Монтефиоре – главный символ квартал Ямин Моше. Её построил в середине 19-го века барон Монтефиоре – основатель квартала Ямин Моше:
Виды, открывающиеся с находящейся в этих краях смотровой площадки:
Вид на гору Сион и церковь Дормицион, о которой шла речь выше:
Просто старые улочки квартала Ямин Моше. Барон Монтефиоре – английский банкир итальянского происхождения – во время своего пятимесячного турне по Святой земле был настолько поражен теснотой еврейского квартала старого города, что через 20 лет после своего визита, в середине 19-го века, выкупил земли сразу за крепостными стенами около Яффских ворот и организовал здесь новый квартал, а позже построил и мельницу, ставшую символом этих мест:
Уже совсем к вечеру вышла к фонтану "Львы" (или как он правильно называется?). Фонтан – подарок Иерусалиму от Гельмута Коля. В центре "разбито" так называемое "древо жизни", а по бокам – львы, львицы и львята (лев – символ Иерусалима).
Вечерело... Хотелось погулять в этой части Иерусалима чуть подольше, но в тот день надо было ещё возвращаться в Тель-Авив...