Иерусалим 2.0.

В эти выходные был в Новом Иерусалиме. Это конечно потрясающий плод непомерных амбиций патриарха Никона – амбиций, которые привели русскую церковь к расколу, а самого Никона к многолетнему заключению. Удивительный план предоставить русским паломникам все, что они могли бы иметь в Палестине, так что туда и ходить не надо – своеобразное религиозное импортозамещение. Есть ясли, где Христос родился, есть тюрьма, где он содержался перед казнью, есть Голгофа, есть, пещера гроба господня, есть камень, который был отвален от этой пещеры и камень на который клали тело Христа после распятья. Жаль, что Вальтер Беньямин, когда писал о различии оригинала и копии в искусстве, не знал об этом невероятном собрании репродукций, не претендующих на подлинность, но претендующих на замену подлинности. Вызывает в памяти также Пушкинский музей, где собраны слепки величайших скульптур античности и Ренессанса – гипсовые, покрашенные под камень и бронзу. Музей в момент своего создания оправдывал свою вторичность педагогикой, тем, что это учебные пособия, а Новый Иерусалим оправдывается той аргументацией, которая была выработана в полемике с иконоборством: мысль идет от подобия к первообразу. Но судя по тому, что монастырь все-таки не стал важнейшим местом паломничества, проект провалился. Инновация копирования Святой Земли остается уникальной - то есть не прижившейся в религиозной традиции. Народному сознанию требуется подлинность – и чудотворность. Хотя собор для русского строения XVI века совершенно грандиозен, а внутреннее убранство устроено Растрелли с эрмитажным великолепием.
|
</> |