Иерархия

Тема тяжела во все времена - не было такого времени, чтобы этот смысл могли поднять легко. Сейчас, в окружении демократической риторики, тема затруднена тем, что кажется легкой и потому вообще выброшена из сознания.
Скажем, была Древняя Греция - или, скажем, мир древних германцев. Они верили в своих богов - те боги были. Зевс ли, Тор. Было некоторое представление о мире, о иерархичности бытия, и там были некие ступени, и на самом верху...
Затем пришло христианство и указало, кем являлись эти боги. Сейчас не столь важно, на какую именно ступень их ставили. Ангел Тор или демон Зевс - не так уж важно. Пусть - ангел. Итак, приходит время увидеть еще немного истины, и раздается - для тех людей - оглушающее: самая вершина их мира - это всего лишь одна из нижних ступеней некоторой более высокой иерархии. Выше Тора, выше Зевса идут в невообразимой высоте иные иерархии, а где-то в слепящем сиянии, на самом верху...
У людей нет возможности представить такие иерархии так, как они есть - персонифицированным развитием. И берут очень упрощенную модель - лестницу, со ступеньками и площадкой наверху. Убирают тех, кто стоит на ступенях и полагают, что важнейшим является образ самой лестницы. Без тех, кто на ней стоит. Кажется, что важна идея иерархии, доминирования - а не существ. И тогда что говорить об ангеле Торе? Он же не на самой вершине, он едва не внизу, а вот же - предлагается обратиться к самой-самой вершине. Конечно. Тор забыт.
Положим, увидят еще немного. Предположим, увидят Христа на пятой или шестой или седьмой ступени. Как это будет восприниматься? Как клевета, потрясение основ и - а кто же тогда сверху? Будто это имеет значение. Можно посмотреть на людей. Последовательное и детальное проведение любой идеи иерархии всегда приводит ко лжи и очевидным нестыковкам. В то же самое время иерархия очевидна.
Очень тяжелая тема. Иерархия воспринимается вне деятелей; считается универсальной; подразумевается порядок приказов. Будто человек в 70 лет приказывает себе-пятилетнему. И считается с безусловной верностью, что главное - кто командует. Типа, комполка. Так что даже и заговаривать на эту тему непонятно как - всё же тут же сплющится неверным пониманием в какую-то безумную линейку, в затылок друг другу. Хотя отношения могут быть крайне сложные. Всевозможные симбиозы, совместное порождение сущностей и их встраивание, действие посредством других, обеспечение единого деяния с разных сторон и пр.