ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОХМЕЛЬЕ

Не знаю, как в этом сообществе – вообще-то, исходя из тематики и общего духа высказываний основателя бренда, с которыми я успел ознакомиться, тут должны бы собираться гедонисты и сугубые материалисты – но вообще в ЖЖ почему-то особенно много людей, которые обожают возмущенно вопить о том, что говорить о будущем нашей страны без обсуждения ее духовного возрождения кощунственно и вообще невозможно.
Разумеется, духовность имеет значение. Да только где, в чем нам черпать искомую духовность?
Точно не в идеологии. Мое поколение – поколение тридцатилетних, точно так же, как и поколение двадцатилетних – в идеи не верит. Мне вообще кажется, что у нас идеологическое похмелье. Причем очень своеобразное: пили наши отцы, а голова раскалывается у нас.
Я не верю в любые политические уравнения, по одну сторону от знака равенства в которых простые слагаемые – свобода, единство, право, национальность, язык, социальная ориентация, возврат к истокам, равенство, модернизация, самодержавие – а с другой – всеобщее благоденствие.
Я вообще давно уже не верю политикам – никаким, но в особенности тем, которые выступают по ТВ, и от любых примитивных митинговых сентенций у меня спазмы.
Я понимаю, зачем идеология нужна элитам. Идеология – камертон, настройка функционеров на единую тональность, и она же пастуший рожок, который заставляет стадо, будто теряя волю, двигаться синхронно.
Нам всем нужно чем-то упорядочивать хаос окружающей среды, структурировать бессмысленность и беспорядочность наших жизней. Идеология – доступный эрзац для тех, кто не верит в богов.
Но в нашей стране идеология обанкротилась. Провалился вроде только коммунизм, но веру утратили идеи вообще. Нас теперь пытаются пичкать синтетическим, искусственным, созданным лабораторно, притом неумело и без настоящего вдохновения. Получается неудобоваримая ерунда.
Одновременно идеологический кризис случился и на Западе: в Европе пытаются вроде бы синтезировать что-то подходящее для будущего единого сверхгосударства, но выходит вяло. Франкештейна бьют током, но он отказывается подниматься с операционного стола.
Единственные живые, пассионарные идеологии – исламизм и ксенофобическая борьба с иммиграцией. Обе – по сути фашистские, человеконенавистнические, построенные на отличении своих от чужих и на борьбе с этими чужими.
Где должны черпать духовность мы? В территориальной целостности? В нанотехнологическом будущем? В безыдейном культе личностей? В идее превосходства русских над второй половиной населения России? В ненависти к трудовым мигрантам? В Победе в войне семидесятилетней давности? Во вступлении в ВТО?
Есть вообще хоть какая-то идеология, которая сегодняшней России подходит?
PS Религию сегодня не обсуждаем, оставим на завтра )
|
</> |