Идем на вулкан Менделеева - самый доступный из четырех вулканов Кунашира

Из четырех действующих вулканов Кунашира вулкан Менделеева, пожалуй, самый доступный для любителей пеших прогулок.

Большинство туристов идут до поля дымящихся фумаролов (это примерно 3 км в одну сторону), но если есть силы и желание, то можно подняться на вершину (+ еще 1 км достаточно крутого подъема).

Тропа на вулкан начинается в районе 17 километра дороги Южно-Курильск - Головнино от информационного щита.


Доехать до точки старта можно автобусом, идущим в Головнино (он ходит 3 дня в неделю, один рейс утром и один ближе к вечеру) или попуткой. Кстати, передвижение автостопом на Кунашире вполне себе удобный вариант. Местные жители, если им по пути и в машине есть место, в 9 случаях вас без проблем подвезут.
Туристическая тропа к фумаролам очень хорошо натоптана, заблудиться нереально. В самом начале лежат деревянные мостки через небольшую болотинку и мостик через ручей.
Нас заранее предупредили, что дальше пойдет крутой подъем. Честно говоря, я боялась, что все будет намного хуже. На самом деле подъем хоть и крутой, но частично на нем провешены веревки, а вообще просто скачешь по корням, как по лестнице. Спускаться, кстати, немного сложнее, нежели подниматься. Тут важно угадать с погодой и не ходить на Менделеева сразу после дождей. В этом случае вас ждет увлекательное принятие грязевых ванн и скатывание на пятой точке по мокрым скользким корням.


От подъема до фумарольного поля почти вся дорога идет через заросли бамбучника. Во многих местах уже в начале июня бамбучник вырастает выше роста взрослого человека. С одной стороны в этом есть определенная экзотика, вы ощущаете себя в непроходимых джунглях, с другой - кроме бьющих по лицу листьев бамбука вы ничего вокруг не видите и не слышите. Видимость почти нулевая, идущий впереди человек в лучшем случае вам слышен, но совершенно не виден.

Счастье наступает, когда вы выходите на лесную тропу или когда заросли бамбучника становятся более низкорослыми и можно идти, слушать птичек и разглядывать окрестности.

По дороге встречаются вот такие вот "обнимательные" ели. Судя по толщине ствола, эти деревья помнят еще японских императоров и много интересного могли бы рассказать, если бы умели говорить.

Поскольку еще в первой половине прошлого века здесь, на Менделееве, японцы добывали серу, то и сейчас еще можно увидеть ржавеющие остатки какого-то оборудования.

Везде, а особенно в зарослях, идти нужно громко, ибо неожиданная встреча с медведем обрадует далеко не всех. Можно разговаривать, петь песни, периодически дудеть в дудку или громко кричать: "Эгегей, мишка, мы идем, уходи!"
Если в начале лета на тропе практически даже следов медведя нет, то ближе к осени шанс столкнуться с косолапым на тропе сильно возрастает.
Приближение к фумарольному полю сначала ощущается по долетающему запаху серы. Чем ближе подходите, тем он сильнее. Об этом стоит помнить тем, кто особо чувствителен к неприятным резким запахом. Кстати, очень долго находиться на сольфаторном поле не рекомендуется, особенно в жаркую безветренную погоду, ибо есть шанс отравления парами серы.
Последнее препятствие - ручей, вытекающий с фумарол. Вода в нем хорошо подогретая, но пытаться в ней умываться или тем более пить, я бы не советовала.

Ручей надо аккуратно перейти по камням, потом подняться вверх, держась за веревку. И вот вы на сольфаторном поле.

Под ногами самородная сера.

Со времен добычи здесь серы остались какие-то уже поржавевшие фрагменты оборудования и механизмов.

Запах серы на поле достаточно сильный. Чтобы не разболелась голова оптимальнее всего стоять так, чтобы ветер дул в спину и пар из кипящих фумарол шел от вас.

Подходить к двум большим фумаролам опасно, есть шанс провалиться в кипящий ад.

Посмотреть на них лучше всего с площадки у больших валунов (их сразу видно).

Помимо больших фумаролов, есть множество мелких, которые опознаются по струйкам пара. С ними тоже стоит быть осторожными. Мало того, что они горячие, так еще есть шанс на то, что грунт рядом может обрушиться.

Если обернуться назад, то в хорошую погоду можно увидеть заснеженные горы на Хоккайдо. Как говорят кунаширцы - лето наступит тогда, когда на этих горах растает снег.

В июне при входе на поле вас встретят заросли цветущего багульника, чей опьяняющий аромат будет соперничать с запахом серы.

После сольфаторного поля можно, если есть силы и желание, подняться на вершину вулкана Менделеева, а можно вернуться назад. Подъем на вершину не очень длинный (примерно 1 км), но очень крутой и требует хорошей физической подготовки, поэтому, прежде чем подниматься, стоит рассчитать свои силы.
Мы решили, что ползти вверх по крутому склону особого желания нет, тем более с моей проблемной ногой, поэтому развернулись в обратную сторону. Конечно, виды сверху должны быть потрясающими, но здоровье дороже.

Вся прогулка заняла примерно 5 часов, с учетом остановок "на птичек", обед взятыми с собой бутербродами и встречей с группой туристов из Салехарда, с которыми у нас внезапно оказался общий знакомый (да, вот так бывает тесен мир).
Поддержать канал или поблагодарить нас за какие-то понравившиеся вам публикации можно донатом ( донат - дар в целях благотворительности, гуманитарной помощи или на благо какого-либо дела)