И за учителей своих Заздравный кубок подымает
ru_psiholog — 11.02.2017 Уважаемые участники, да здравствует суббота! (и воскресенье)"Всему лучшему во мне я обязан сгущенке" Винни Пух
Сегодня хотелось бы поговорить о том, что дало нам образование. В том смысле "дало" как каждый из нас это сам понимает.
Естественный ответ "черт его знает". Но он не подходит для поста. Так что для начала разделим образование на формальное - в образовательных учреждения школа, колледж, институт, университет, высшая партийная школа и т.д. и самообразование - все остальное. И для некоего сужения вопроса поговорим сегодня о образовании формальном и более - менее послешкольном. Ибо школу очень трудно отделить от детства вообще и это как бы отдельная слишком большая тема.
Сам по себе результат образование, наверное, состоит примерно из:
- Непосредственно знаний и навыков, которым учат в процессе образования как его формальной цели
- Знаний и навыков, полученных в процессе получения образования как деятельности - ну скажем навыку распределения времени или освоение новой области за три дня перед экзаменом, или способности работать ночь напролет или изображать сильную, но кратковременную беременность в день экзамена или излагать свои мысли заумным языком, чтобы люди думали ты таки знаешь, о чем говоришь или - ну чему вы думаете научились в этом плане в процессе.
- Социальный опыт, полученный в процессе образования - как следствие и специальной среды (часто особо отличной если следующее образование шло сразу за школьным) - формальной (скажем - академической) и неформальной ("студенческая жизнь") так и специфичных требований в процессе образования (ну, скажем, отношения с научным руководителем или, напротив, бытие старостой / комсоргом)
- Отдельным пунктом выделим просто людей, встреченных в процессе - уже не как обобщенный "социальный опыт" а как конкретных личностей - и учителей и коллег по обучению - сокурсников, студентов и т.д. Вплоть до мужей / жен если кто оторвал.
- Еще отдельно от социального опыт среды - в первую очередь смены среды - наверное в основном, когда на учебу ехали в другой город или там закрытые учебные заведения, скажем.
- Другие элементы, оказавшие существенное воздействие, которые мне не пришли в голову, а вам - пришли.
Для затравки попробую вопрос на собственном примере.
В принципе что до формальных навыков и знаний, которым меня обучали
в институте как инженера-теплофизика, то я, применял их недолго и
не слишком сильно, довольно быстро мигрировав в другую область
деятельности. Но тут есть как бы два существенных элемента.
Все-таки программированию, моей по сей день професси меня научили
именно что в институте во вполне штатном курсе - части нашей
программы (а в те давние времена компьютеры мягко говоря на дороге
не валялись). И мое же образование дало мне мою первую работу - мою
любимую по сей день и системой, в которой я по сей день более
-менее и работаю - когда сам определяешь что делать и как.
Насчет знаний и навыков в процессе - вот честно затрудняюсь.
Наверное как-то научился самостоятельной работе - я помню шок от
начала академического обучения, когда нам читали лекции день за
днем без всякого "закрепления материала" и прочих "вызовов к
доске". Но выделить как -то сознательно сие не могу. Помнится к
второму семестру я уже вполне адаптировался.
С социальным опытом все плохо, тоже не возьмусь ничего конкретного
выделить, хотя, наверное, среда и была поразнообразнее школьной и
как-то, наверное, повлияло. В "студенческой жизни" - ну не
состоял.
Люди. Гм. Как человек не склонный к созданию кумиров любого типа
вообще не могу сказать, что на меня оказал колоссальное влияние кто
из преподавателей и я унес его образ на всю жизнь - хотя у нас були
вполне приличные люди, которых я до сих пор помню (больше 30 лет
спустя). Равно не особо сблизился ни с кем из сокурсников и прочих
студентов.
Институтствовал в своем городе и жил дома так что и тут ничего
существенного.
Так что пример из меня швах, но зато видно, что я вообще человек,
не склонный к влиянию на себя и изменениям вообще - что и
отражается в этой бедности результатов.
Итак, что уважаемый участники могут сказать о себе - что
"образование" дало им насколько повлияло. И, в качестве
бонуса, как они связывают это "дало" с тем, какие они люди сами, со
своими существенными и определяющими качествами. Как они были и
стали.