
И вновь об оригинале и иллюстрации

Но это были еще только цветочки. Подлинное «открытие» ожидало у «Портрета девушки» Тинторетто (предположительно, дочери художника) – оказалась, что иллюстрация из весьма неплохого альбома Будапештского музея катастрофически далека от оригинала. То есть просто близко ничего общего в колорите и передаче фактуры. И, соответственно, совсем иной образ!
Нет, нельзя серьезно писать о живописи, не видя хотя бы раз своими глазами подлинника.
Вот эта, не один год вдохновлявшая меня, репродукция:

Тончайшая, почти бесплотная по фактуре белая рубашка в оригинале написана так: в нежной бледно-голубой основе проступают бледно-бледно-персиковые рефлексы от румянца щёк, с бледно-золотисто-бурыми тенями в складках на правом (от нас) плече.
В оригинале очевидно заметен и неслучаен контраст лица и шеи. Лицо подчеркнуто цветущее: общий золотистый загар и интенсивный плотный розово-персиковый румянец, яркий рисунок довольно пухлых губ. А шея удивительно бледная, прозрачность кожи передана невероятно тонкой пульсацией теплого-холодного; здесь цветение уступает место хрупкости, беззащитности.
Вообще же, воочию всматриваясь в этот портрет, начинаешь видеть неоднозначность внутреннего облика, характера модели. Мягкие, округлые, нежные черты лица сочетаются с прямой и твердой посадкой головы, а в прямой линии рта и взгляде темных непрозрачных глаз чувствуется непреклонная внутренняя решимость...
Несколько ближе оригиналу слегка обрезанная репродукция, найденная сейчас в интернете:

На выставке, кроме упомянутых «Водоноски» Гойи и «Портрета девушки» Тинторетто, особо отмечу еще два портрета: «Юноши в красном берете» Рафаэля (лишенный часто присущей Рафаэлю «конфетности»), и мужской портрет Хальса (элегантный по живописи и балансирующий на грани пародийной театральности по отношению к изображенному персонажу, в чьем простоватом облике проступает характер весьма искушенный)

Выставка работает еще один день - завтра.
.
|
</> |