И вновь о покаянии.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Если Вас кто-то публично призывает покаяться за что бы то ни было, попросите его пойти нах... и там погибнуть в судорогах.
Если призывающий говорит "мы" таким образом, что и с Вас как-нибудь могут спросить про заявленное покаяние, не забудьте призывающего из "нас" выписать перед тем, как послать его купно с возможными спрашивающими туда же и с теми же последствиями.
Видите ли, покаяние как переживание сопряжено со снижением самооценки. Временным ли, постоянным - дело десятое. Главное, что со снижением.
Это означает, что всякий призыв к покаянию есть агрессия, попытка нанести ущерб личности, которую призывают.
Равно это означает, что объявленное покаяние - "мы все каемся" - равносильно оскорблению "нас", заявленному признанию "нашей" сниженной самооценки.
Это не означает, будто покаяние никому и никогда не требуется, а призывы к нему не нужны в принципе.
Однако и само оно, и призывы к нему суть дела личные или интимные, вовсе не публичные - и потому нуждающиеся в обстановке, заведомо отличной от "общей", "нормальной", "обычной", "уличной".
Почему? "Дело в том, что на улице" люди подражают друг дружке только в путь, и внедрение в обычай завываний "ой, я/мы грешное отребье" благополучию не способствует. Грешное отребье обычно плохо живёт и ещё хуже умирает. Никакими воображаемыми выгодами от хорового саморазоблачения этого не перебить.
Лечат - в больнице или дома. Каются - в церкви или дома. Совокупляются... скажем так, на улице несколько реже, чем в четырёх стенах. Испражняются и то - в сортире, а не посреди жилой комнаты и не на тротуаре в час пик. Как правило.
И ещё две вещи - вроде очевидные, но проговорить надо.
Во-первых, не надо переносить отвращение к публичному покаянию и призывам к нему на заявленный повод. Повод - он повод и есть, вопрос отдельный. Не будет этого - "покаятель" найдёт другой, пока его не перестанут слушать или не оформят с носка по яйцам. Да и самой целью призывов как раз может оказаться зашкваривание повода к ним - той самой вещи, ради которой требуют покаяться.
Во-вторых, старайтесь во всяком разговоре с чужим не упускать возможности намекнуть собеседнику на покаяние. Его, конечно, не Ваше. За что-нибудь. Форма намёка зависит исключительно от Вашего интереса к собеседнику и Вашего умения обращаться со словами. В любом случае это весьма изящный и экономный способ указания собеседнику на его чуждость, совмещённый с уже упомянутой агрессией. Пусть вертится. А если вещаете на целиком чужую аудиторию, то не стесняйтесь и жмите вовсю, разве что подготовьте путь к отступлению - и я не имею в виду путь риторический.
А то мало ли что.
Спасибо за внимание.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.
|
</> |