И. Тургенев. Дворянское гнездо


В романах Тургенева обычно на первое место выдвигали идеологическую составляющую, политические смыслы. Внимание критиков из учебников всегда концентрировалось на основных диалогах-спорах и на происхождении персонажей. Но, как по мне, так с «Дворянского гнезда» это слетело, оставляя просто печальную историю любви. Красивую и трагичную как всё исконно русское (опа – и сам нырнул во что-то идеологическое).
Лаврецкий и Лиза Калитина, их медленно развивающаяся и бурно проявляющаяся любовь – вот и весь интерес в повести. К черту все эти разговоры о русском народе, происхождение Лаврецкого и историю его семьи. Кому они нужны сегодня?
А вот любовь к Лизе, краткий миг манящего и кажущегося возможным счастья, а затем крушение надежд, падение в пропасть. Жестокая расплата за минутную веру в будущее. Жертва, причем взаимная. Лиза, уговорившая Лаврецкого, пожертвовать счастьем во имя долга. Вот это всё – завораживающе красиво.
Красиво и многим сегодня непонятно. Как так, мол, пожертвовать своим счастьем ради какого-то долга? И перед кем? Перед отвратительной испорченной женщиной (женой Лаврецкого).
Нет, не перед ней, а перед Богом или, если не нравится Бог (как не нравился он Лаврецкому), перед собой и своей совестью. Перед своими чувствами. Нравилась бы Лиза читателю, если бы не пожертвовала собой? Если бы она не была сама собой? Тогда это была бы не Лиза и любить ее было бы нельзя, потому что ее бы не было.
Кстати, да, Бог или совесть? Или это одно и то же? Лиза глубоко верующая. Для нее выбор определила вера в Бога. Она же определила ее саму. Лаврецкий неверующий. Его ссылкой на Бога не проймешь. Но он соглашается на тот же выбор, хотя и по другим (казалось бы) соображениям. Долг и смирение – это не только для верующего.
Можно поговорить на тему слабости или беззубости героев Тургенева. С позиций нынешних эгоистов, они конечно беззубы. Но не слабохарактерны. Суметь пожертвовать собой – признак сильного характера. Эгоизм и себялюбие – признак слабого.
В чем смысл жизни человека? Допустим, в стремлении к счастью. В чем было счастье Лизы и Лаврецкого? В соединении? А вот и нет. Их счастье невозможно без внутреннего мира с самими собой. Нарушить долг, не смириться – значит нарушить мир внутри себя, обречь себя и близкого человека на несчастье. Они не из тех, кто живут только ради своего удовольствия.
Вот как-то так. А вы «Базаров, мол, да Базаров». Да гори он синим пламенем, этот унылый Базаров.
7 из 10
|
</> |