И три деньги впридачу
valerongrach — 04.10.2023- Перекинь, пожалуйста, на мою карту пять тысяч, мне за заказ расплатиться надо, - говорит жена и я легким движением руки перекидываю через банковском приложение с помощью СБП нужную сумму на нужную в текущий момент карточку. Удобно и быстро, чего уж там. Во времена Петра I все было несколько сложнее. Но он тоже в некотором роде «перекидывал деньги с одной карточки на другую» :)
В далеком 1716 году Петр Алексеевич находился во втором большом вояже по Европе – посещал Пруссию, Голландию, Францию, закупал всякие диковинки, «сватал» нужных людей отправляться в Россию, в общем, занимался важными делами, а заодно и просто развлекался.
Все это: как дела, так и развлечения, требовало денег. И хотя царь был прижимист, сама по себе царская работа дешевой не бывает. А так как карточные счета вместе с компьютерами придумают сильно позже и даже бумажные деньги еще не появились, то возить с собой приличную сумму было задачей непростой. Один золотой дукат, он же червонный весил не очень много – около 3,4 грамм. Но таких червонных 10 тысяч – это уже 34 килограмма. А в серебре и того больше. Потому что один талер весит 28 грамм. Не говоря уж о меди.
Вместе с тем, всегда есть с кем договориться. С Россией, а конкретно с Архангельском торговали крупные торговые дома немецких и голландских купцов. Им тоже нужны деньги. В Архангельске. Чтобы закупить, например, пеньку. И вот Петр реализует простую, но очень удобную схему: берет у таких купцов нужную сумму в Гамбурге. И одновременно пишет архангельскому губернатору, что взял у гамбургского купца 10 тысяч червонных, а ему на обмен нужна мелочь в Архангельске, отсчитай по курсу.
Вот как это выглядело такое послание на практике:
«Господин вице-губернатор.
Понеже мы в Гамбурхе взяли у купца Франца Попа десять тысяч червонных за которые договоренность заплатить ему у города Архангельского мелкими деньгами и для того, по получении сего указу за вышеписанную сумму червонных отдайте из губернских доходов Кореспондентам ево Поповым, кому он велит по два рубли по три деньги за червонной, итого Двадцать тысяч сто пятьдесят рублев, а вместо тех возьмите на Москве из соляных денег у Кирилла Чичерина по приложенному при сем указу…»
То есть Петр занял у гамбургских купцов денег. В свою очередь представители этих купцов в Архангельске получили от тамошних властей деньги для торговли. Профит.
Кстати, эта нехитрая операция была в 1716 году провернута не менее трех раз. Во всех случаях Петр занимал по 10 тысяч червонных, то есть золотых, а отдавал долг в Архангельске мелкой монетой представителям купцов.
Интересно, что во всех случаях Петр платил за червонный по «два рубли по три деньги», то есть по 2 рубля и полторы копейки. Это – лишнее подтверждение того простого факта, что госзаказ всегда считается «по особой цене» :) Вообще стандартным курсом того времени был обмен червонного на сумму от 2 рублей 20 копеек до 2 рублей 30 копеек. То есть, не менее 2 рублей 40 денег. Но у прижимистого Петра Алексеевича было свое личное понимание справедливости. Деньги царь экономил. Так что фактически с купцами расплачивались не в их пользу, как можно было бы предположить, раз Петр у их деньги брал, а в пользу государства Российского, на каждом червонном копеек по 18 в плюс казне выходило.
Так что денежка к денежке, глядишь и неплохая сумма набегает. Да еще и с удобной для всех схемой перевода.
|
</> |