И снова здравствуйте

Кажется, я затеяла тег #каждыйденьновыйпост
Сегодня - о ролях. Вообще текст про похудение - но про него в
конце.
Транзактный (трансактный, не важно) анализ опирается на три наших
эго-состояния - ребенок, родитель, взрослый. Я скажу несколько слов
про нужную нам теорию.
Каждое состояние (их можно называть еще ролями), управляют нами в
разных ситуациях. Вы, наверное, слышали - "мой внутренний ребенок
хочет (плачет, скачет и что-то еще делает)". Внутренний
ребенок жаждет похвалы, боится, что его заругают, а иногда он
настолько мал, что не может постоять за себя даже словами -
замолкает и прячется. Внутренний ребенок врет - сам себе и
окружающим. Внутренний ребенок хочет и боится попросить, потому что
привык к отказам. Внутренний ребенок и забота о нем являются часто
мотивом наших поступков. Внутренний ребенок - та наша часть,
которая отвечает за новые идеи, решения, придумки, и та, которую
когда-то давно недолюбили, недоласкали, недозаботились. И теперь
нам приходится самостоятельно закрывать его потребности и
разбираться с его поступками.
О родителе и о взрослом говорят реже - но они тоже есть. Внутренний
родитель - воспитывает нас. Ругает, хвалит, критикует (часто совсем
не конструктивно и голосом бабушки), оценивает наши поступки.
Иногда мы переносим роль внутреннего родителя вовне, и тогда видим
в других, ничего не подозревающих людях этого критика, или может,
хвалитика.
О внутреннем взрослом говорят совсем редко. Взрослый - объективен.
Он способен адекватно реагировать на слова, совершать взвешенные
поступки. Он ставит цели и реализует планы. Он может действовать
без похвалы и без осуждения, движущей силой его поступков не
является желание кому-то понравиться или кому-то насолить.
Внутренний взрослый - оплот нашего спокойствия и уверенности в
себе. Если ребенок боится врачей, то взрослый вздыхает "надо так
надо" и записывается на прием. Внутренний ребенок боится
присутственных мест, потому что там заругают и он не сможет за себя
постоять - внутренний взрослый мобилизуется и идет. А между детским
страхом и взрослым действием стоит родитель и бубнит "совершенно
бесполезное существо, делов на две минуты - третий месяц
собираешься. А, ты уже сходил, ну что ж - молодец".
А вспомнила я про это некоторое время назад - в контексте работы
с телом.
Выстраивание питания нельзя доверять ребенку - он всегда возлагает
надежды на взрослого. В детстве еда появлялась из ниоткуда, часто
тогда, когда ты ее не ждал и такая, какую ты не хотел. И не
появлялось то, что хочется и когда хочется. Питание для ребенка -
сплошной форсмажор, состоящий из "ешь, что дадут!", "не
кусочничай!", "потерпи, скоро за стол сядем!", "ишь, едой
перебирает!", "не съешь - никуда не пойдешь!", "сделаешь уроки -
получишь мороженое" или "кто себя хорошо вел, тому конфетку". Еда
ребенка разделена невкусную, но полезную или вкусную, но запретную.
И, самое главное, далеко не всякий ребенок может хоть как-то
управлять своим питанием. А еще, ребенок умеет прятать еду и
воровать ее втихаря. или покупать на тайные деньги и есть так,
чтобы родители не узнали.
А еще - ребенку все время нужно, чтобы его похвалили, и страшно, что его поругают. И тут вовсю старается внутренний родитель, либо изнутри, либо вовне, если эта роль перенесена на реальных людей.
Поскольку ребенок давно вырос и стал всего лишь частью личности - у него нет реальных потребностей. Есть только те, которые "зависли" во времени. И они не имеют никакого отношения ни к сытости, ни к голоду, ни к здоровью.
Так вот - похудеть может только взрослый. Тот, который знает,
что еда сама себя не купит и не приготовит. Тот, кто накроет на
стол вовремя и сделает то, что будет вкусно. Тот, кому не надо себя
баловать или наказывать, уговаривать или ругать. Тот, кто не ждет
похвалы, а просто делает - потому что так нужно, полезно, вкусно и
время пришло. Тот, кто понимает, что съеденное не разъешь. И раз уж
съел - то отдаешь себе отчет в том, что, когда и зачем.
Но в контекст питания все время прорывается внутренний ребенок - не
имеющий возможности поесть, когда захочется, вечно тоскующий по
вкусному, по запретному, по символической похвале, или сжавшийся в
комок и ожидающий справедливой - или не-справдливой реакции
родителей. И проблема в том, что очень часто мы вообще не знаем,
как взаимодействовать с этим внутренним ребенком, кроме как
накормить. Родители, наши настоящие родители, не оставили нам
умений любить и баловать ребенка, кроме как дать ему еды. Но... вы
помните, в какие момент вам с ними было хорошо в детстве? Вот они и
были про любовь. Кормить и любить - не синонимы. Для родителей
кормить - значит выполнять обязанности. Если у вас уже есть дети -
разве только в тарелке с едой или в пачке мороженого ваша
любовь?
И вот тут-то и есть о чем поговорить с психологом
|
</> |