И снова об НКО, "иностранных агентах" и тов. Вышинском | Сергей Ольховский
Сергей Ольховский — 12.04.2013В качестве предисловия, хочу заявить, что «пиндосом» не являюсь, в НКО не состою, денег из-за рубежа не получаю, и убираться на ПМЖ в другие страны не собираюсь.
Итак, согласно федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация (НКО) - организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности, извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
По Федеральному закону от 20 июля 2012г. №121-ФЗ, российская некоммерческая организация, получающая финансирование из-за рубежа и участвующая при этом в политической деятельности, наделяется статусом "иностранного агента" и подпадает под жесткий финансовый и иной контроль со стороны государства. За неисполнение требований закона предусмотрена уголовная ответственность.
Но, что же такое политическая деятельность?
Есть такое определение – «Политическая деятельность - совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти».
«Конкретные проявления политической деятельности весьма многообразны: революции, восстания, референдумы, избирательные кампании, митинги, демонстрации, шествия, стачки, государственные перевороты, разработка программ, платформ и т. д.»
«Побудительной силой политических действий или воздержаний от действий выступают в конечном итоге экономические интересы классов, социальных слоев, групп. В политике они, в конечном счете, фокусируются в потребности властвовать».
Есть и иное определение, несколько отличающееся от предыдущего, – «Основным объектом политической деятельности является социальное и политическое устройство общества, или – понимая проблему шире – политическая система общества, ее социально-классовая структура, общественные отношения, институциональный и нормативно-правовой механизмы политики. В самом широком смысле объектом политической деятельности является общество в целом».
Существует множество и других определений политической деятельности, однако, отбросив всякую заумь, можно сказать, что это, в любом случае, - деятельность, направленная на достижение политических целей.
Что же понимается под политической деятельностью в ФЗ № 121-ФЗ? Деятельностью, при проведении которой, НКО обязана регистрироваться в качестве «иностранного агента»?
Из ст. 2 п. 6 этого закона - Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Вроде бы, все правильно – НКО, даже требуя, скажем, честных выборов или, защищая права инвалидов, занимается политической деятельностью.
Однако, в формулировке п. 6 ключевая фраза – политическая деятельность, направленная на изменение государственной политики. А, где у нас сформулированы основные принципы государственной политики? Правильно – в Конституции Российской Федерации!
Тогда возникает вопрос – является ли «иностранным агентом» согласно ст. 2 п.6, некоммерческие организации, политическая деятельность которых направлена не на изменение, а на сохранение той государственной политики, основные положения которой закреплены в Конституции РФ? Деятельность которых, даже если они финансируются из зарубежных источников, направлена на защиту Конституции и прав граждан от посягательств недобросовестных чиновников и ветвей власти?
Ответ на этот вопрос совершенно очевиден – нет, такое НКО, даже по п.6 ст 2, «иностранным агентом» не является, и регистрации в качестве такового, не подлежит. Именно этими соображениями и обосновывается отказ НКО регистрироваться в качестве «иностранных агентов».
Тогда, может быть, иностранными агентами, как раз, и являются те лица и органы, которые нарушают конституционные права граждан, а своими законами пытаются размыть и выхолостить основные положения Конституции?
Видно, что нашим депутатам при формулировке п. 6 ст. 2, в очередной раз не хватило сообразительности ограничиться только «политической деятельностью» вообще, не уточняя ее направленности на «изменение государственной политики», как определяющего признака «иностранного агента».
Чувствуя ущербность признаков отнесения к «иностранным агентам», приведенных в указанном законе, подавляющего большинства НКО, для обвинений в адрес НКО часто используется пословица: «Кто девушку ужинает, тот её и танцует». Другими словами, если вы получаете деньги для своей деятельности из-за рубежа, то вы обязательно действуете против родного государства в интересах иностранных держав.
Совершенно неправильное утверждение! Вопрос должен ставиться иначе – нарушают НКО и его сотрудники статьи Уголовного Кодекса страны или нет? Отсюда и должна идти ответственность.
Более того, здесь нужно добавить, что наши исполнительная, законодательная и судебная власти, чиновники, бюджетники и пенсионеры, все мы, в конечном счете, существуем на деньги иностранных держав, потому что мы сами мало что производим, а бюджет страны формируется более чем на 50% за счет нефтегазовых доходов. Короче говоря, увидишь долларовую бумажку, знай – это деньги, полученные от иностранных держав, используемые, в том числе, и на политическую деятельность даже тех политиков, кого в симпатиях к иностранным державам трудно заподозрить!
Наши депутаты и чиновники любят, когда выгодно, ссылаться на опыт США.
"Не только термин, но и саму концепцию того, кто такие «иностранные агенты» среди неправительственных организаций, и каковы их права и обязанности, мы целиком позаимствовали из американского законодательства", - сказал глава МИД России Лавров, добавив, что это законодательство «считается одним из наиболее продвинутых в мире».
Наверное, там, в высших сферах, считается, что ссылка на иностранное законодательство – неубиенный козырь, который снимает все вопросы по законодательству российскому.
Так вот, в Нью-Орлеане законом запрещено привязывать аллигаторов к пожарным кранам, а в штате Юта разрешается держать дома снаряд с ядерной боеголовкой, но строжайше запрещено его взрывать. А в Калифорнии пошли еще дальше - всякому, кто взорвет таковое в пределах городской черты, грозит штраф до 500 долларов. Может, и нам стоит перенять?
Однако, приводя этот веский довод, Лавров забыл сказать, что регистрироваться там в качестве иностранного агента, неправительственные организации обязаны только в том случае, если в своей деятельности напрямую выполняют инструкции, приказы или просьбы иностранной организации или «иностранного принципала». А это еще нужно доказать в судебном порядке.
Он забыл добавить также, что с середины прошлого века этот закон в США крайне редко использовался для уголовного преследования и ни разу не привел к осуждению кого-либо.
Хотя, несколько случаев известны. Применение этого закона коснулось попытки властей ЮАР купить газету «The Washington Star» в пропагандистских целях, а организации «Ирландский комитет помощи Северу» и «Ирландский народ», действовавших в интересах ИРА, заставили перерегистрироваться в качестве ее агентов.
На основании этого закона также были остановлены попытки правительства Саддама Хусейна использовать для подкупа политиков деньги, получаемые от продажи нефти по схеме «нефть в обмен на продовольствие».
В нарушении этого закона неоднократно обвинялись организации, связанные с Израилем, к примеру, Сионистская организация Америки, которая была американским отделением Всемирной сионистской организации.
В 2010 году обвинение в нарушении закона было предъявлено группе российских разведчиков-нелегалов, с известной Анной Чапмен.
В нашей же стране, на основании закона ФЗ № 121-ФЗ, прокуратура проводит массированную проверку НКО, на грани их зачистки. К проверкам НКО привлекают пожарные службы МЧС, Роспотребнадзор, Гострудинспекцию и налоговые органы. Часто проверяющие приходят в сопровождении телевидения, в частности НТВ.
На информационно-аналитическом портале «Республика» появилась информация корреспондента, что в 13 регионах России прошли проверки прокурорскими работниками, налоговиками, пожарными и санинспекторами некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа. Общими усилиями они пытались найти признаки экстремистской деятельности. Но пока выявили лишь сотрудников НКО, не прошедших флюорографию.
В Петербургском «Мемориале» Роспотребнадзор потребовал представить сведения о дератизации в офисе.
Целью атаки на НКО со стороны властей и подконтрольных им СМИ, конечно же, было вбить в общественное сознание неразрывную связь между НКО и иностранными шпионами, и что их подрывная деятельность направлена против собственной страны на иностранные деньги.
Но, и этого мало - дискредитация ведется также на уровне подсознания. Здесь, не без умысла, в качестве названия, выбрано слово «агент», которое у нас издавна ассоциируется с царской охранкой, гестапо, диверсантами и вражескими разведками. Далее, уж для совсем полной ясности, уточняется – «иностранный агент». Доверчивые и законопослушные граждане в панике разбегаются прочь!
Наверное, затем, наиболее активные начнут выражать недоумение – почему органы госбезопасности либеральничают с «иностранными агентами», требуя всего лишь регистрации в качестве таковых, а не вырвут немедленно их «ядовитые жала», обезвредив эти шпионские гнезда и агентурную сеть раз и навсегда.
Впрочем, такие, как «Профсоюз граждан России», уже и начали стучать в соответствующие инстанции, с требованиями проверить деятельность некоторых НКО, на предмет соответствия ее закону.
В связи со всем этим, вспоминается фраза из не столь давних времен - «…Так называемая оппозиция оказалась наиболее подходящей агентурой в осуществлении таких безмерно подлых преступлений, как шпионаж, вредительство, диверсии, террор, измена родине. Потерявшие всякий стыд и совесть, не имеющие никакой опоры в массах, обреченные на полную изоляцию, покрытые позором и всенародным презрением, эти наймиты иностранных разведок не брезгуют никакими методами и способами борьбы…»
Однако хочется напомнить уважаемым политикам, принимающим и поддерживающим подобные «инновации», что времена все же изменились, а оживление тов. А. Я. Вышинского сегодня вряд ли возможно.