И снова молчание. - Смерть тещи. - Последний покой

топ 100 блогов dimagubin21.07.2014 Интересны характеристики аксонов, дендритов, синаптических связей в тот момент, когда люди перестают друг друга слышать: то есть когда эмоции блокируют анализ. Такое бывает, когда влюблены или ненавидят; когда влюблены и ненавидят Путина; когда влюблены в Путина и тут сбивают самолет...
Аргументы противника - то есть перестройка синаптических связей - и так-то, в силу защитного механизма, идет с трудом, а тут еще, вероятно, гормональные всплески...
В общем, понимаю Невзорова, написавшего свою последнюю книжку не про Битву Руси С Западом (как многие шибздики), а про устройство мозга. Я ему белой завистью завидую.
Лучше буду писать про свою жизнь.
У меня, вот, умерла неделю назад теща. Текст, написанный после ее смерти, опубликован на "Росбалте", но, вероятно, не замечен на фоне смерти Новодворской и, опять же, сбитого самолета. Скорее всего, ближайшие дни я буду просто выкладывать в день по тексту из упомянутого там "дачного" цикла - не все же читали.

СМЕРТЬ И ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ

Я несколько летних сезонов писал колонки из цикла «У тещи на даче». Потому что главным продуктом, который выращивала моя теща Марь Николавна на 6 сотках под Выборгом, были не лук и чеснок в промышленных масштабах, а возможность удобного в статистической обработке наблюдения за сменой времен и нравов. Садоводство ровно в 100 домов, организованное еще в 1970-х, давало возможность не просто наблюдать, но и легко вычислять процент отказников от картошки в пользу газонов, процент замен «жигулей» на иномарки, - ну, и далее по списку перемен.
Заметки пользовались популярностью. Однажды я получил письмо даже из  Словакии. А в поселке Рощино образовалось что-то вроде нашего с тещей фан-клуба, в котором тексты обсуждали и, разумеется, строго указывали мне на недочеты. Марь Николавна в этом смысле была менее строга: ей, полагаю, на девятом десятке публичное внимание льстило. Единственное, чего она добивалась (один раз даже пристукнув по накрытому клеенкой столу – после бокала «красненького» под шашлык), чтобы я в текстах называл ее строго Марией Николаевной.
Просьбу мне приходится выполнять при печальных обстоятельствах: после похорон Марии Николаевны. Как всегда, умчавшись из города на дачу, когда еще не сошел толком снег, она, как обычно, простыла, простуда перешла в плеврит, не долечив который, она снова помчалась на дачу… В общем, помидорам в теплице теперь дозревать без нее, хотя, если честно, они никогда и не вызревали, а сажать их полагалось потому, что так положено (и про императив «так положено», определявший советских людей, я тоже писал).
И вот на поминках, которые начиная с определенного возраста становятся главным поводом сбора родственников и друзей, я сказал своей сестре, что после своей смерти ни лежать на российском кладбище, ни стоять в российском колумбарии я категорически не желаю.Тогда мне, конечно, будет все равно, но при жизни одна мысль об этом меня оскорбляет. Наши кладбища – слепок нашего общества: люди и после смерти отгораживаются друг от друга заборами и пытаются посмертно надуть щеки посредством памятников с золотыми буквами. Ни равенства, ни братства, ни тихой красоты смиренного кладбища! Это не кладбища, а окраинные, обшарпанные, разрастающийся в размерах дома-домины-домовины, где каждый из балкона городит лоджию на своей дикий вкус, от которого я в отчаянии. Нет уж: после смерти прах мой, пожалуйста, развейте над Невой, бегущей в свободную Балтику.
А сестра, которая только что прилетела из Чехии, сказала, что в Праге принят закон, категорически запрещающий увеличивать площадь кладбищ. Так что кремация теперь там – единственный вариант. И еще, сказала она, в Чехии стало модным (насколько можно это сказать про похороны) арендовать под места последнего приюта лес. В этом мемориальрном лесу нельзя устраивать никаких могил, но можно закопать прах под деревом, а может, и посадить свое дерево, и, кажется, даже как-то его отметить, хотя деталей она не знает. Там это считается разумным, нормальным. Чем тело близкого тебе человека будет гнить на кладбище, лучше его прахом удобрить растущий дубок, и птицы пусть поют в ветвях, и внуки читают в тени книжку.
- Черта с два у нас такое пройдет, у нас только запрещать умеют, а разрешать боятся, хотя идея замечательная! – ответил я сестре и рассказал, в свою очередь, о том, что в Англии в городских скверах и парках стоят мемориальные скамейки: с виду самые обычные, но сзади есть табличка в память человека, друзья или родственники которого ее установку оплатили (ну, или он своевременно озаботился помогать людям и после смерти).
- А ты знаешь, что у нас местные жители категорически против, чтобы в скверах устанавливали скамейки? Потому что их займут алкаши, будут залезать с ногами, все загадят! – отреагировала сестра.
- Это на ничейные скамейки забираются с ногами. А именные сами родственники не дадут портить, да и у алкашей совесть есть. Просто у нас никто ничего не хочет пробовать, а скамеек даже в Таврическом саду или на Марсовом поле не хватает!
- Не пройдет, - упрямо ответила сестра. – Упрется в то, что неясно, на чей баланс принимать скамейки и кто будет обслуживать. Вон, в Праге, все кусты мульчированы. То есть земля у корней присыпана корой и щепой. Не надо пропалывать, можно реже поливать. А у нас не мульчируют, а мучаются с прополкой. Знаешь, почему? Потому что на мульчирование нет утвержденных тарифов!
Моя сестра знала, что говорила. Она работает в одной из озеленительных фирм. Мы так часа два разговаривали за столом с кутьей, периодически вполголоса возвращаясь к разговору, что в Европе смысл власти в том, чтобы помогать, а у нас в том, чтобы не разрешать; помянули пару недобрым словом коллективного Милонова – лучше бы идею с мемориальными скамейками пробивал! Тарифами на мульчирование занимался! – и, отдав еще раз должное памяти Марии Николаевны, разошлись.
После моей тещи остался в садоводстве хлипкий домик с покосившейся верандой на неплодородной земле у болотца, да еще несколько десятков ведер, чайников, тазов и бочек, расставленных там и сям по участку.
И мне это кажется несправедливо малым.
Скамейки в память об ушедших людях; лес, поднимающийся из праха, - я все-таки надеюсь, что эти идеи, невольно вошедшие в резонанс с ее смертью, если и не воплотятся, то достанутся для воплощения в наследство тем поколениям, которые научатся не только запрещать.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
После случившейся трагедии в школе в Отрадном, где ученик так запросто расстрелял своего учителя и двух полицейских, я припомнила свой небольшой опыт борьбы с терроризмом. В нашем дружном коллективе, в котором мы почти бессменным составом трудимся уже более  15 лет, летом назрела ...
...
Подскажите, пожалуйста, как перевести фразу "There Ain't No Free Lunch." То есть общий смысл мне ясен, но как-то спотыкаюсь о двойное отрицание. И чем эта фраза отличается от "There is no free ...
21:27:15 IMG_0939 Taken on June 7, 2013 Canon EOS 5D Mark II ,EF50mm f/1.8 II ƒ/3.5 50.0 mm 1/60 100 impressive portrait Hamidreza Rahbaraalam ...
Вот на мой взгляд понятия "бюджетный автомобиль" больше не существует. Ведь изначально важно что было? Получить автомобиль за мало денег. Минимум опций, этакое современное переосмысление Форд Т, когда можно было выбрать лишь цвет автомобиля с учетом того, что он мог быть только черным. А ...