И кто сказал, что в СССР не делали хороших автомобилей?
strravaganza — 26.01.2022 Продукция АвтоВАЗа никогда не блистала особым качеством. Да и весь остальной советский автопром был весьма унылым. Но существовали в нашей стране энтузиасты, не подконтрольные государству, чья продукция не уступала лучшим образцам мирового автомобилестроения.Пламенное сердце русского Детройта располагалось в Крыму. Именно Евпатория стала советским "городом моторов", подарившим нам огромное количество автомобилей удивительного разнообразия и непередаваемого изящества.
Значительная часть продукции создавалась по образу Лорен-Дитриха из "Золотого телёнка", не зря же Ильф и Петров родились в Одессе!
Инженеры, не скованные бюрократическими ограничениями плановой экономики, с удовольствием конструировали изящные ландо и гоночные суперкары.
А через некоторое время в Крыму было налажено мелкосерийное производство автомобиля с клиновидным капотом. Три построенные машины получили разную подвеску, и немного отличались внешне. Чтобы подразнить буржуев, им присвоили имена зарубежных марок "Peugeot", "Vauxhall", и "Lotus".
(Досадная опечатка в написании марки "Пежо" немного подпортила впечатление, но удар мировому капиталу был нанесён нешуточный.)
Здесь нужно заметить, что униформа пилота на крайнем справа снимке вовсе не является случайностью. Гусарский наряд водителя являлся общепринятой традицией. Штаны пилоту не полагались.
Другие города, впечатлившись примером Евпатории, организовали собственные автоконцерны, и вскоре с конвейеров Гагр и Паланги сошли первые прототипы.
Ялта представила уникальный концепт-кар на рессорной подвеске. На борту имелся пневматический клаксон, а традиционные фары дублировались керосиновыми фонарями с цветными стёклами.
Второй ялтинский агрегат работал вдалеке от моря, зато имел резиновую грушу звукового сигнала. Издавала ли она при нажатии хоть какой-то звук, нам неизвестно, но дети трогали её с явным удовольствием.
Не стоит думать, что автомобилестроение являлось исключительной прерогативой приморских городов. Средняя полоса России тоже могла предложить немало интересного. Например в Харькове изготовили несколько Бугатти различных модификаций.
К сожалению, по причине нерадивости некоторых фотографов, ленившихся подписывать свои снимки, место производства некоторых конструкций остаётся неизвестным. Например, мы понятия не имеем, где была собрана вот эта прелестная колхозная сноповязалка:
А ведь это уникальный в своём роде аппарат, изначально создававшийся как аэромобиль, с приводом от пропеллера, позднее перестроенный из кабриолета в ландо, а затем — снова в кабриолет. Причём в заключительной модификации раструб клаксона, изготовленный из канализационного слива, был заменён колокольчиком! Не знать, откуда взялась эта конструкция, поистине обидно.
Вообще, очень многие автомобильчики, на которых советским гражданам предлагалось "Эх, прокатиться!", остались безвестными. Мы не знаем ни городов, ни имён, разве что иногда на бамперах можно рассмотреть дату.
Почти у всех ходовая на колёсах от мотоцикла, и многие пытаются выдать себя за продукцию Даймлера, кто установкой на капоте мерседесовской звезды, кто — надписью "Benz".
Советский народ очень любил этот параллельный автопром, и даже крутые пацаны из Таганрога не обламывались сфоткаться в автомобильчике.
На периферии СССР обнаруживаются разноцветный кабриолет из Ферганы, и красный Форд из Алма-Аты.
А самые выносливые автомобильчики доехали в Воркуту и Новосибирск. Там они прожили долгую жизнь, радуя детей и взрослых.
Немного южнее, в Архангельске, имелся красный Форд, который научился подражать картонным тантамарескам тридцатых годов.
Но первое место, вне всяких сомнений, достаётся вездеходу из Новосибирска. Этот гибрид трактора и космического корабля работал в местном луна-парке, и был единственным аппаратом на гусеничном ходу. Если все предыдущие машинки явно могли передвигаться своим ходом, то как добирался к месту работы этот аппарат, я даже предположить не могу.
Особенно доставляют кроссовки ростовой куклы. Этот зверь неизвестной породы тянулся к детям рукой, а потом бедных малышей лечили от заикания.
Здесь я предвижу возмущённые возгласы — а как же Анапа?! Неужели не будет Анапы? Увы, мне горько это признавать, но город орлиной славы, столь безраздельно царствовавший в морях, потерпел сокрушительное поражение на суше. Единственный автомобиль, построенный анапчанами, представляет собой угловатое сооружение из фанеры, изготовленное без фантазии и вдохновения.
Датирование снимков производилось цифрами на номерном знаке, и в полном соответствии с традициями морских бомбил, конструкция с годами претерпела упрощения, в частности лишившись медной дудки. В сегодняшней подборке этот аппарат можно показать только вне конкурса.
Заключительный аппарат сегодняшнего автопробега непонятен и уникален. В сети есть всего один снимок, и гугление по картинке абсолютно ничего не даёт. Я не уверен, что это самоделка, но и на фабричный он тоже не похож. Возможно, это результат женитьбы заводского шасси и кустарного кузова. Но мне нравится думать, что начало бутафорских машинок было именно таким — в стиле американских олдтаймеров.