«...и главное, чтоб музыка была твоя, и кто говорит — плагиат, я говорю —

* * * * *
Рычаг, который позволил Лидделлу Харту превратить французскую критику интерпретации Наполеона Клаузевицем в гораздо более широкую и радикальную атаку на принципы военной теории девятнадцатого века, исходил, однако, из другого источника. Это были главы Т.Э. Лоуренса в его послевоенной работе «Семь столпов мудрости» об эволюции его военной мысли до и во время своей арабской кампании. В этой выдающейся работе пишется:«Я был довольно начитан в военной теории, моё оксфордское любопытство привело меня от Наполеона к Клаузевицу и его школе, к Кеммереру и Мольтке и к современным французам. Все они казались мне ограниченными, и, взглянув на Жомини и Виллизена, я нашёл более широкие принципы у Морица Саксонского, Гибера и восемнадцатого века. ... Я стал выискивать цель на войне. В книгах указывалось — уничтожение вооружённых сил противника единственным процессом — сражением. Победу можно было купить только кровью».
Это, как понял Лоуренс, не годится для арабских иррегулярных формирований, сражавшихся с более сильными турками:
«Мне оставалось... найти альтернативный исход и средства ведения войны. Наш ритуал казался непохожим на ритуал, жрецом которого был Фош. (...) В его современной войне — он назвал её абсолютной войной — две нации, исповедующие несовместимые философии, подвергли их испытанию силой. С философской точки зрения это было идиотизмом... Это звучало как повторение религиозных войн в двадцатом веке, логическим концом которых было полное уничтожение одного из вероучений... Это могло бы подойти для Франции и Германии, но не отражало бы позицию Великобритании. (...) [Более того] такая война зависела от массового призыва и была невозможна с профессиональными армиями; в то время как старая армия всё ещё была британским идеалом. (...) [Кроме того] сражения в Аравии были ошибкой... Наполеон сказал, что редко можно найти генералов, готовых сражаться; но проклятие этой войны заключалось в том, что лишь немногие делали что-то ещё. Мориц Саксонский говорил нам, что иррациональные сражения — убежище дураков. (...)
По своему характеру наши развивающие операции для заключительного удара должны быть подобны морской войне по мобильности, вездесущности, независимости от баз и коммуникаций, игнорированию особенностей местности, стратегических районов, фиксированных направлений, фиксированных пунктов. (...) Наша тактика должна заключаться в том, чтобы бить и убегать: не давить, а ударять. Мы никогда не должны пытаться улучшить преимущество. Мы должны использовать наименьшую силу в кратчайшие сроки в самом отдалённом месте».(29)
___________________
* * * * *
Помимо упомянутых в отрывке Фуллера, Колена и Лоуренса, по мнению Азара Гата, значительное влияние на становление идей Лиддел Харта в 20-е годы оказали также работы Джулиана Корбетта. На которого он вообще никогда не ссылался.