И ещё о памятниках
gomazkov — 08.10.2015
По ассоциации с предыдущим постом вспомнилась одна небезызвестная история более чем столетней давности.
В 1909 году на Пречистенском бульваре был установлен знаменитый памятник Гоголю скульптора Николая Андреева, что вызвало бурную дискуссию в обществе.

Процитирую несколько отзывов.
Великий художник Михаил Нестеров:
«Памятник Гоголю «всесторонне» обругать нельзя, ибо он талантлив. Сделан, правда, не специалистом по монументальной части, а потому хорош с одной-двух сторон, как живое изображение, красив по некоторым декоративным линиям, по матерьялу, с которого сработан, но никуда не годен по идее — Гоголь на нем не изображён здоровым, полным творческих сил автором «Мертвых душ», «Тараса Бульбы» и друг., а изображён он умирающим, в смертельной тоске отрешающимся от всего им содеянного. И тут нет для Андреева пощады. Он, конечно, виновен, тем ли, что он «сын своего времени», или тем, что недостаточно умён, не знаю…»
Не менее великий художник Илья Репин:
«Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Н. А. Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства».
Философ Василий Розанов:
«Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это — непременно… Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упрёком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия, — готовый бросить в печь свои творения… Это — болезнь, этого конца не надо было изображать… Памятник хорош и не хорош; очень хорош и очень не хорош».
Критик Сергей Яблоновский:
«Не захотят многие этого памятника с больным Гоголем, не захотят пугливо кутающейся фигуры, дрожащего от холода, прячущегося от людей, с птичьим профилем, с бессильно поникшей головой. Может быть, они правы. Может быть, необходим другой памятник Гоголю — памятник могучему творческому гению, но нужен и этот… Страшный, кошмарный символ».
Памятник Андреева простоял на бульваре до 1951 года, после чего был перенесён на территорию Донского монастыря, дабы освободить место для другого – идейно правильного Гоголя. В монастырской ссылке андреевский Гоголь пробыл, впрочем, недолго: через восемь лет его поставили во дворе дома на Никитском бульваре, где сам писатель прожил последние четыре года – тяжёлые и страшные – где и скончался, и где теперь его музей.
Выскажу своё сугубо личное мнение: всё произошло наилучшим образом. Для Донского кладбища Гоголь Андреева, пожалуй, слишком хорош, а во дворе музея ему самое место.
Памятник Томского, который стоит теперь на Пречистенском (ныне Гоголевском) мне не нравится: это формализм – не в старом идеологическом смысле, а в самом прямом. Впрочем, на нём ясно написано: «Гоголю – от советского правительства», и вот с этой надписью монумент обретает законченный художественный облик и ценность исторического памятника.
Томский изваял Гоголя от лица советского правительства, Андреев (кстати, это именно тот Андреев, писавший впоследствии канонические портреты Ленина) – от лица своей эпохи: декаданса и распада, а памятника Гоголю от лица русского народа, получается, нет, да он, наверное, и не нужен: Гоголь есть у каждого внутри.
|
|
</> |
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
Природный газ, обновление ситуации
"Освободили" оленей
Сезон цветения
Лондон Париж умылись кровью...
Лучшие фильмы о революции и гражданской войне...
Музыка под настроение: между старым и новым
Война на Днепре

