И чтобы завершить вопрос
thor_2006 — 29.11.2023В конце XVIII века крестьянин, в дворянском представлении, - это объект, который словно бы ждет применения энергии помещика. У Галаганов же - Позенов
Позен М.П. - вот уж кто истинно малороссийский помещик-еврей-выкрест, сделавший блестящую карьеру имперского администратора - Thor. Уж он то точно не был ассимилирован и не слился в экстазе!
- Покорских-Жоравко - Дуниных-Борковских и других к крестьянам выработалось вполне трезвое отношение как к партнерам, которым необходимо только помочь вступить в модернизированный мир. Поэтому на последнем тапе "господство" в сложной "борьбе" за освобождение", дворянством и ставилась задача - перестать быть помещиками во всем многообразии этого понятия (самодуры, "отцы", воспитатели) и подготовить крестьянина к его самостоятельной и хозяйственной, и национальной миссии ("наши малороссийские крестьяне")
кстати, заметим, что здесь стоит упомянуть и про довольно таки эгоистичный мотив, о котором пишет автор "Помещичьей правды", а именно своего рода "эмансипации" помещиков и освобождения их от возложенных на них и властью, и общественным мнением социальных обязательств перед мужиками - Thor. Автор, похоже, сознательно не педалирует этот вопрос, опасаясь развеять образ помещика-филантропа и благодетеля крестьян
Народники же, обходя вниманием трезвые голоса рационализаторов-практиков середины XIX века, реанимировали патриархальное отношение к крестьянам, не добавив к нему дворянский комплекс ответственности, но зато углубив комплекс вины. Поэтому для народников крестьяне - это объект освобождения, объект приложения своих идей, в лучшем случае - источник вдохновения
Кстати, а это тот самый Позен собственной персоной. Весьма любопытный персонаж, заслуживающий отдельного томика в ЖЗЛ:
Пы.Сы. Надо бы еще отписаться про возможную отмену крепостного права Петрусом зе Грейт.
|
</> |