Без названия
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![](/images/main/-38c874.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/thor_2006/27434855/1467124/1467124_original.jpg)
Вельми зело занимательная книга оказалась (только надо для начала продраться через обширнейшую историогарфию). Приведу одну цитату из нее, которая мне пришлась по душе как нелюбителю простых ответов на сложнейшие ответы:
В конце 1840-х или в начале 1850-х годов по просьбе Д.Г. Бибикова (киевский генерал-губернатор - Thor) порекомендовать кого-нто, кто мог бы дат советы по вопросу о ликвидации крепостного права (поскольку сановник "не был вовсе знаком практически с этим делом"), Юзефович (публицист, председатель киевской археографической комиссии - Thor) обратился к своему старому приятелю И.В. Капнисту, в то время предводителю дворянства Полтавской губернии, "всю жизнь мечтавшему и думавшему об освобождении крестьян", и предложил дать письменные ответы на вопросы, поставленные генерал-губернатором Бибикову Государственным советом. Капнист, как писал Юзефович, "принял поручение не только с готовностью, но и с радостью, так как ему представился неожиданный случай провести свои любимые идеи через такое авторитетное лицо". Но в конце концов Иван Васильевич не смог выполнить поручение, посколкьу, при неоьбходимости формулировать на бумаге, "его идеализм встретился на практической почве с такими затруднениями, которые поставили его в тупик: оказалось, необходимы разные подготовительные меры - и школы, и новые формы суда, и предварительное развитие у народа понятия о праах и налагаемых ими обязанностях, и еще многое такое, без чего опасна была бы воля". Итак, Капнист пришел к выводу, что "освобождение должно быть концом, а не началом этого великого дела", в связи с чем Юзефович заметил, что "так думали у нас в то время все положительные практические умы"
P.S. Читая это (и подобные ему) мнение, щедро разбросанные семо и овамо по тексту книги, становится более понятным и ясным пролизнесенная Николаем I фраза относительно того, что нет сомнения, что крепостное право есть зло.. но прикасаться к нему, теперь, было бы делом ещё более гибельным.... В отличие от прекраснодушных аболиционистов маниловского толка, император представлял себе всю сложность этого процесса и и осознание неподъемности этого груза не позволило ему решить проблему с кондачка. А на большее ему не хватило времени.