Хвосты по Ферганской долине

топ 100 блогов nikola_rus29.01.2022 Я как-то забросил заниматься историей русских сёл и деревень в Ферганской долине. Там в общем по дореволюционной и времён гражданской войны истории всё более менее ясно. Можно посмотреть мои предыдущие статьи (1,2,3). А по последующей советской истории данных очень мало, и найти их практически невозможно.

Но есть несколько уточнений, которые выяснил уже давно, но так и не опубликовал их. Поэтому решил написать про них, чтобы они совсем не забылись.


Во-первых выяснил местоположение русской деревни Таш-Башад. Оказывается я раньше ошибался предполагая, что это советское село Макаренко (см.здесь). Оказывается, Таш-Башад располагалось в другом месте - в 12 верстах к юго-востоку от Мирзаки , рядом с современной киргизской деревней Кандава. Смотри карту:

Хвосты по Ферганской долине

Источник из которого это однозначно видно - "Материалы по киргизскому землепользованию. Том 6. Ферганская область. Андижанский уезд. Ташкент. 1913". В этой книге есть карта землепользования Андижанского уезда. На которой в том числе обозначены и земли русских посёлков...Но в общем я и сам должен был догадаться, что Таш-Башад расположен где-то рядом с русским же селом Мирзаки, а не там где я думал. Потому что во всех описаниях Таш-Башат идёт рядом с Мирзаке.


Я писал целую статью именно о русских горных посёлках в Ферганской долине (ссылка). Если кратко то в 1913м году в горах над долиной было поселено несколько десятков мелких русских деревень. В 1921м году они были выселены советской властью. Но окончательно не было ясно, как это выселение происходило, а также дальнейшая судьба сселённых - не произошло ли потом возвращение. Удалось найти документы, проливающий свет на этот вопрос.
https://islamperspectives.org/rpi/items/show/11856
https://islamperspectives.org/rpi/items/show/11857
https://islamperspectives.org/rpi/items/show/11858
https://islamperspectives.org/rpi/items/show/11859
https://islamperspectives.org/rpi/items/show/11860
https://islamperspectives.org/rpi/items/show/11861

Из них следует, что сселение производилось путём переселения в старые равнинные русские посёлки. При этом семейства сселяемых поселялись в имеющиеся чужие усадьбы. Т.е. получалось так, что в одном дворе после этого жили 2, а то и 3 семьи.

В 1925 году часть из сселённых семейств (100 семейств) вели тяжбу о возврате в свои дома в горах. Дома эти стояли пустые, а поля использовались киргизами под пастбища. Возвратиться же выселенные не могли, т.к. существовало постановление ВЦИК о запрете подобных возвращений. Т.е. по крайней мере в 1925 никто из выселенных с гор русских крестьян так ещё и не вернулся в свои дома. Отсюда я делаю вывод, что и последующее возвращение уже маловероятно.

В этих документах при описании выселения крестьян в 1921м году постоянно говорится как о том, что они были выселены Советской властью, так и о том что басмачами. Из предложений: "Всех крестьян, выселенных туземцами в порядке проведения земреформы, до 1-го августа 1922г на старые места не возвращать" очевидно, что постановления Советской власти о сселении крестьян выполняли уже туземцы, а не сама Советская власть. В общем-то также было например и при выселении терских казаков чеченцами и ингушами. Но почему тогда эти туземцы называются басмачами? У меня такое предположение, что это выселение проводилось какими-то красными войсками, состоявшими из амнистированных бывших басмачей (А примеры таких войск в то время имеются. См. пример Мадамин-бека. Но он погиб раньше ещё в 1920м). И такие бывшие басмачи потом часто оказывались опять не бывшими, а настоящими басмачами.


Таким образом рассматривая историю русских сельских поселений в Ферганской долине на горные посёлки можно по большому счёту не обращать внимание. Они в лучшем случае просуществовали 8 лет, а по факту скорей всего и ещё меньше. Сёла на равнине имели более долговременную историю, и оставили более заметный след.

Таких русских равнинных сёл в Ферганской долине было 20 штук:

Хвосты по Ферганской долине
(карта увеличивается)

1.Покровское(Куршаб,Ленинское). Самое старое(основано в 1893 году), самое большое(перед революцией порядка 2 тысяч человек) и самое дееспособное(1.Есть сведения, что его жители были зачинщиками создания русских посёлков к востоку от Узгена.2.Во время крестьянского восстания против красных в Фергане в 1919году ополчения других русских посёлков довольно сильно колебались, перейти ли против красных, и при первых неудачах разбежались. Покровцы же держались наиболее упорно.3.Когда людей из горных посёлков сселяли в равнинные посёлки, то везде это вызвало большие нестроения. В Покровском же вопрос решили организованно выделив новым людям наделы). Покровское находилось к югу от Узгена.

К востоку от Узгена находилось 5 сёл:
2.Мирзаки
3.Таш-Башад
4.Кара-Дыкан(Ильичёвка)
5.Заргер(КрасныйМаяк)
6.Джиланды
Все они находились на землях, которые поселенцы при основании посёлков покупали или арендовали у киргизов.
(Написания названий этих сёл могут довольно различаться. Например, Мирзаки = Мирза-Аке и т.п.)

К северу от Джалалабада в Кугартской долине:
7.Благовещенское
8.Спасовка
9.Ивановское(Октябрьское)
10.Гавриловка
11.Михайловское
12.Подгорное
13.Любино
14.Дмитриевское
15.Архангельское

возле Базар-Кургана:
16.Никольское(Советское)

В Кетмень-Тюбинской(Токтогульской) долине:
17.Алексеевское(Кетмень-Тюбе)

К западу от Оша:
18.Рождественский. Самый маленький, и единственный, который к настоящему времени исчез. В остальных же всех русское население сменилось на местное, но сам сёла существуют.

К северу от Каравана, на самом северо-западе Ферганской долины:
19.Успеновка

к западу от Аравана:
20.Русское Село(Мархамат2). Оно стоит несколько особняком. Оно единственное, которое находилось на старых поливных землях, и где основной возделываемой культурой был хлопок, а не пшеница. Так же оно было единственным, земли которого были прямо отняты у туземцев. Сделано это было потому что именно в этом месте в 1898 году произошло Андижанское восстание.

Всего перед революцией в этих посёлках числилось где-то 10-11 тысяч человек. И в добавок к ним где-то 2 тысячи было в горных деревнях, потом выселенных большевиками. Практически всё это население было русским (великорусы + малорусы).


Оружие жителям русских посёлков в 1918м выдала Советская власть. Так как у неё было положение тяжёлое, и русские крестьяне были её одной из немногих опор в крае. Однако по мере укрепления власти отношения Советов с крестьянами ухудшались. В 1919 Советская власть уже пытались как-нибудь без шума разоружить крестьянскую армию, но безуспешно. В итоге всё кончилось крестьянским восстанием. При помощи басмаческих ополчений Мадамин-Бека восставшие заняли Джалалабад и Ош. И попытались взять Андижан. Однако осада оказалась неудачной, восставшие были разгромлены подошедшими подкреплениями красных.

Это всё в общем хорошо известные события, много где описанные. Но очень мало сведений о том, что произошло с восставшими дальше после их разгрома под Андижаном.

Поэтому любопытен следующий документ.

Из него следует что ферганские крестьяне были в добровольно-принудительном порядке разоружены весной-летом 1922 году. Получается, что только почти через 3 года после разгрома их восстания. При чём "земельная реформа" с отнятием у крестьян земли и сселение горных посёлков произошло в 1921 году. Т.е. тогда, когда крестьяне были ещё вооружены.

Насколько я понял после разгрома Крестьянской Армии Ферганы под Андижаном в сентябре 1919 года произошло следующее. Большая часть крестьян просто разошлась по своим деревням и признало Советскую власть. Но укрепиться Советская власть толком не могла, т.к. вокруг продолжало действовать и нападать куча басмаческих банд. Поэтому Советы не хотели и не могли ни наказать, не разоружить крестьян, недавно воевавших против них. Тем более что эта вернувшаяся в посёлки часть крестьян, похоже оказалась сильно деморализована. Начинают отмечаться случаи, когда басмачи захватывают какой-либо русский посёлок и отнимают у крестьян винтовки. Хотя ранее было скорей наоборот, немногочисленная крестьянская армия всегда показывала превосходство над более многочисленными басмачами. И была одной из основных сил, препятствующих захвату басмачами Ферганской долины.

Меньшая же часть крестьян после Андижанского разгрома не вернулась в посёлки, а оказалась в составе нескольких отрядов, вынужденных скрываться от красных. Сам главный командир крестьянской армии Монстров отступил в сторону Гульчи и Алайской долины. Но упоминаются ещё отряды Тимофеева, Мозгунова и Муханова, состоявшие из остатков восставших. А последним крупным действуюшим против красных русским отрядом видимо был отряд Василия Донца, разгромленный в конце уже 1920го года в горах к северу от Базар-Кургана.

Т.е. в 1921м, когда советы "раскулачили" ферганских крестьян никаких организованных крестьянских сил в Фергане больше не оставалось. Но ещё продолжались активные действия басмачей. И если бы красные разоружили крестьян, то возникла бы угроза полного захвата русских посёлков антисоветскими басмачами. Крестьяне же не восставали против красных, т.к. были уже неорганизованными и без поддержки красных оказывались бы полностью в руках басмачей. В итоге крестьяне вынуждены были терепеть и "земельные реформы" большевиков (В составе которых большинство тогда уже похоже составляли не русские. По крайней мере среди их руководителей уже больше мелькает мусульманских фамилий) и нападения басмачей. Не даром в приведённом выше документе жалующиеся в 1925м "рабоче-крестьянским" властям русские ферганские крестьяне особенно упоминают 1921 год. Этот год, когда в Ферганской долине окончательно утвердилась Советская власть, стал особо тяжким для них.


В 1918 году подавляющее большинство среднеазиатских большевиков было не туземцами, а в основном русскими. Главной их целью тогда был просто захват и удержание власти. Они легко взяли её в русской среде, опираясь на привычку населения подчиняться центру. С туземцами было сложней, и поэтому одним из основных направлений действий местных большевиков стала борьба с ними (см. разгром Кокандской автономии, поход Колесова в Бухару). Поэтому неудивительно, например, что тогда среднеазиатских большевиков хорошо поддержали армяне. Но и вообще тогдашние большевики можно сказать были не совсем настоящие. Среди них почти не было крупных фигур из дореволюционных большевиков, зато было полно примкнувших. К тому же из-за удалённости они оказались в автономном положении к центральным московским большевикам. Поэтому в какое-то время в Средней Азии положение оказалось близким к тому что "русские (или шире европейцы)" = "большевики".

Но потом положение изменилось. Среди большевиков произошёл ряд мятежей (Осипова, Фунтикова), в которых приняли участие русские части. Большевики стали пытаться опираться на туземное население. Это видимо происходило и из-за общих установок, приходящих из центра, но также и из соображений местной тактики. И чем дальше, тем этого становилось больше, а русские всё больше оказывались в положении пасынков советской власти. Начались русские крестьянские восстания против Советской власти. В Фергане это было восстание Крестьянской армии. Были и в других местах. Но пока шла активная Гражданская война, это всё ещё была игра, где Советская власть пытался использовать всех против всех.

Когда же в 1921м стало окончательно ясно, что красные победили, то тут они уже окончательно вспомнили про свои понятия. Согласно которым русские в крае - это плохие люди-колонизаторы, а туземцы - хорошие трудящиеся. Туземцев начали по серьёзному продвигать наверх, а против русских начались настоящие репрессии. В первую очередь против крестьян. За счёт которых можно было кстати легко подмаслить туземцев.

Но тут Советская власть оказывалась в положении, когда надо спилить сук на котором сидишь, и успеть быстро пересесть на другой. Потому что технически власть большевиков держалась именно на русских. Если их убрать, то власть большевиков тут же 100 пудов обрушивалась. Новонабранные туземные большевики и туземные воинские части были и очень слабы и очень ненадёжны. В основной России козырем большевиков, который позволял решить все сложности, была распропагандированная и купленная правами на землю крестьянская бедняцкая масса. Здесь же этого козыря не было. Русские крестьяне все жили хорошо по местным меркам, к тому же были довольно сильно связанными с городами. Крестьянская бедняцкая масса же вся сплошь состояла из туземцев и больше доверяла Мадамин-беку, Хал-Ходже, Муетдин-беку и прочим местным вождям.

В итоге оказывалось, что вроде Советская власть ведёт войну с постоянно восстающими местными басмачами. А в то же время: "нельзя опираться и на местный гарнизон, который состоит из того же русского населения", "отношения могут быть налажены лишь при условии обязательной командировки в Уезд целого полка войск, строго стоящих на защите интересов Власти, если можно – полк мусульманских войск".

...Я раньше не мог понять советскую авантюру с приглашением в Среднюю Азию младотурка Энвер-Паши. Этот шаг казался совершенно идиотским. Но почитав про тогдашнюю политику и положение Советской власти в Средней Азии понял, что он не такой уж и странный. Советской власти нужна была какая-то опора, которая бы состояла и не из русских и не из местных. Сильно выручали их пленные австро-венгры. Но их было мало и они в большинстве стремились вернуться на родину. В начале подмогли армяне, но их тоже было мало и они во-многом отпали из-за необходиости продвижения местных мусульманских кадров. Потом много использовались европейские татары. Например, крестьянское восстание в Фергане разбил Казанский полк. У меня нет подтверждения, что он состоял именно из татар, но подозрение на это, мне кажется, вполне обоснованно. Потом в Фергане действовала прямо так и называвшаяся "Татарская бригада". Так что мысль о сотрудничестве с турками (союзными большевикам) в населённом тюрками крае уже начинает выглядеть и не настолько дикой.

...Ну и, как мы знаем, у большевиков в Средней Азии финт с суком таки получился. Им удалось построить систему, в которой наверху были местные "национальные кадры"/красные баи. Им на службу были поставлены городские русские. Которые обеспечивали техническое фунциклирование системы, в том числе и системы управления. Например, по переписи 1939 года почитай в каждом райцентре Средней Азии было хотя бы 10% русских + проценты других европейских национальностей. Т.е. даже на районном уровне работа системы поддерживалась ими. А на областном, в крупных городах русских было ещё больше. Т.е. как бы русские получили хорошее место - они оказывались над основной массой местного сельского населения. Но в то же время советские понятия не нарушались - эти колонизаторы подчинялись туземным начальникам.

В какой-то степени такое устройство может было бы и не таким плохим для русских. Даже и для сельских русских, которых вначале очень сильно притеснили. А потом они оказались как бы на обочине системы и под вытеснением туземными соседями. Но зато у русской сельской молодёжи была возможность уехать в города и влиться в ряды русского городского населения. В общем, по крайней мере в послевоенные времена среднеазиатские русские совсем не жаловались на своё положение.

Но было одно большое "НО". А именно система продвижения национальных кадров. Которая совершенно открыто и офицально провозглашала, что такое возвышенное положение русских временное, и они должны быть со временем заменены туземцами. Что медленно, но верно и осуществлялось. Судя по всему уже где-то в 60х система управления на районном уровне была полностью коренизирована. Ну а в 90х пришёл черёд уровню выше.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Республика Маврикий - островное государство в юго-западной части Индийского океана, примерно в 900 км к востоку от Мадагаскара. В состав республики входят острова Маврикий (самый крупный 1865 км) и Родригес (104 км), являющиеся частью архипелага Маскаренских островов, а также архипелаг ...
По православным блогам гремит дискуссия, порожденная отказом о. Павла Островского крестить мусульманского младенца. Ох, опять эта наша акривия-икономия. Я бы поступал в зависимости от географии В России - отказ. Тут есть шанс взять "гран-при" и добиться сознательного обращения всей ...
Интервью Владимира Путина Такеру Карлсону – это ракета с разделяющейся боеголовкой. У политически согласованного разговора было несколько задач с обеих сторон, причём все они – стратегические. За спиной Такера Карлсона все два часа разговора маячила лохматая тень Дональда Трампа и ...
Картинко-бояноповтор, на который никто пока не дал линк ...
...Меня часто спрашивают, почему я, будучи популярным артистом, который хорошо зарабатывал, имел прекрасную трехкомнатную квартиру в центре Москвы, машину, дачу и пр., уехал? В 1971 году меня по сфабрикованному обвинению посадили в Тамбовскую ...