Хуторок в степи

Было лето, я гостил у бабушки на море, и в полдневную жару, когда из дома невозможно было нос высунуть, я шарил по тумбочкам и шкафам в поисках чего-нибудь почитать в прохладной тени. Обнаруживалось много интересного. Потрёпанные «Следы остаются» Павла Вежинова, «Это было под Ровно», «Конец Осиного Гнезда», «Гоподин Никто» в «Подвиге» и даже почти полный Гоголь в одном огромном томе издания 1948 года. Но подлинной жемчужиной, за которой стоило нырять в самую глубину древнего дивана , который хитроумно открывался на манер сундука, а внутри хранились подлинные сокровища: портупеи, кобуры от дедушкиного именного оружия, боксёрские перчатки и «Военно-Революционный Календарь» на 1941 год. И среди прочего – серый том из Собрания Сочинений Валентина Катаева, содержащий изумительно смешные нахальные пьесы и «Хуторок в степи».
Рисунки Г.Калиновского
К тому времени я уже читал «Белеет парус одинокий», видел фильм и слышал радиопостановку, а вот продолжение приключений Пети и Гаврика попалось мне в руки первый раз. Мне, в общем, нравился роман «Белеет парус...». Юг, море, дружба мальчишек были описаны очень похоже на мой собственный опыт, вдобавок там была интересная линия подпольщиков-революционеров, азартная, как игра в «казаки-разбойники» и в «неуловимых мстителей». Но ту книгу я уже перерос (так мне казалось). С несколько скептическим любопытством я открыл «Хуторок» – и пропал.
Это лучшая книга о первой любви, написанная на русском языке за всё время существования русской литературы. Никто из классиков, полуклассиков и современных писателей на этот уровень не поднимался. Горькая нежность, отчаяние и надежда – свет влюблённости льётся со страниц романа, чистый, ясный... настоящий. Это чувство не придумано. Это пережито самим Катаевым и бережно, как равному, передано мне, мальчишке 1977 года. Обычно взрослые забывают свой подростковый возраст, в лучшем случае помнят детские впечатления. И потому книг, достоверно воспроизводящих внутренний мир подростка, очень мало.
Конечно, там не только любовь. Страницы, посвящённые борьбе за выживание скромного хозяйства выгнанного из гимназии учителя Бачей, прелестны, смешны и динамичны. Незабываема чудовищная крёстная мама одесского Привоза мадам Стороженко, расширившая сферу бизнеса в сравнении с "Белеет парус одинокий". Есть и р-р-революционное подполье, поданое Валентином Катаевым с холодной иронией. Но для меня всё же главное - первая настоящая любовь, сладким ядом пролившаяся в сердце несчастного Пети Бачей.
При первом чтении я был не в состоянии оценить формальное совершенство композиции романа и его прекрасный язык. Это мне открылось позже, когда я уже начал разбираться в литературе и в повествовательных манерах. Но даже при всей моей тогдашней наивности я понял, насколько хороша эта книга. Я тут же вернулся к «Белеет парус одинокий» и прочёл роман уже другими глазами. Приключения и квазиреволюционная беготня отошли на второй план, а самым интересным, ярким и важным оказались чувства Пети, его переживания и отношения с отцом.
Между прочим, следующий роман цикла «Волны Черного моря», под названием, если не ошибаюсь, «Зимний ветер» мне крайне не понравился. Написано бегло, легкомысленно, и все интересовавшие меня в «Хуторке» персонажи были мимоходом убиты. Ясно, что Катаев попросту убрал тех героев, для которых не оставалось места в советской действительности.