Хуже, чем сифилис
sapojnik — 03.07.2016 «Долгая память – хуже, чем сифилис», пел в свое время молодой Гребенщиков, и он был, безусловно, прав. Правильный обыватель должен помнить максимум на три месяца назад и планировать на две недели вперед, то есть жить в бесконечном «сегодня» - только в этом случае ему гарантированы безмятежность и ощущение гармонии мира, а также полное доверие средствам массовой информации.Я вот, к сожалению, не таков. Прекрасно помню 90е – дивное время, когда перед нами открывался новый мир… и какие звучали слова при его открытии. Например, когда для бывшего советского человека начали продвигать идею платных телеканалов. Это ж было очень необычно! Как это – еще и платить за телевизер?? Он же должен быть бесплатный по определению!
И вот тогда, на заре, «объяснятели» продвигали весьма стройную концепцию. Я ее потому и запомнил, что она была проста, логична и убедительна.
Итак, чем заманивали людей в платное ТВ? Отсутствием навязчивой рекламы! Ведь что безмерно раздражает в обычном телевидении? Конечно, эти чертовы рекламные блоки, которые впаривают то и дело, разрывая передачи, фильмы, шоу и все что угодно. А на платном рекламы не будет!
И это ж логично, думалось мне. За просмотр обычного ТВ я ничего не плачу – значит, телеканалы, чтобы иметь хоть какой-то доход, вынуждены ставить рекламу, чтобы не разориться; а если я плачу телеканалу, у него есть постоянный доход, и он может обойтись без рекламы! Замечательно! Не хочешь платить – терпи рекламу; не хочешь рекламы – плати за канал. Все по справедливости.
Каково ж было мое удивление, когда я лет через 10 обзавелся наконец платным телеканалом… и обнаружил на нем рекламные блоки! Помню, я тогда даже в недоумении возопил у себя в ЖЖ, «как же так?!» - и толпа юзеров, к моему еще большему изумлению, моего возмущения не разделила. Советские терпилы один за другим мне солидно разъясняли, что у моих претензий нет никаких оснований, «а чо такова?», «показывают, потому что могут» и, конечно, коронное «не нравится – не смотри!»
Удивительно.
Хотя, с другой стороны, и они правы: если пользователи платных телеканалов соглашаются, что им за их же деньги показывают рекламу прокладок и Кока-Колы – то почему ж не показывать, в самом деле? Деньги-то нелишние! Все верно.
Но еще интереснее – в кино. У нас ведь уже довольно давно повадились – причем везде, исключений я не видел, хоть и много путешествую по стране – показывать рекламные блоки еще и в кинотеатрах! Пока еще, слава богу, только перед началом сеанса; я все жду, когда ж сами фильмы начнут разрывать рекламой, как в телевизоре. И ничего – все сидят, терпят. Смотрят.
В нашей бесправной феодальной стране иногда хочется сыграть в игру «А давайте представим, что у нас есть какие-то права» (в ЖЖ, кстати, эта игра одна из самых популярных, в нее охотно играют все, и либерасты, и государственники). Вот тут – замечательный кейс. Я бы даже, будь у меня побольше денег и досуга, пожалуй, из чисто детского любопытства подал бы однажды иск к какому-нибудь для начала кинотеатру или сети кинотеатров, какому-нибудь «Каро-фильм»; с простым вопросом – а на каком основании мне ЗА МОИ ЖЕ ДЕНЬГИ показывают рекламу какой-то Колы или прокладок??
Не, ну в самом деле, разберем по пунктам. Кинотеатр выпустил, говоря суконным языком, «публичную оферту»: предложил мне приобрести право посмотреть некий фильм с началом сеанса, допустим, в 16.40. Я плачу деньги, иду в зал – и что мне показывают?? Нет, не «Хроники Риддика» и не «Горько» (за что я заплатил в кассу) – мне минут 10 кажут даже не просто трейлеры каких-то других фильмов, а просто гоняют рекламные ролики всяких «товаров народного потребления», которые мне уже осточертели еще при показах по телеку!
Это ведь не просто издевательство; это навязывание мне контента, который я вовсе не просил. Фактически меня ПРИНУЖДАЮТ смотреть дебильный диалог типа «Я хочу Кока-Колу – (проникновенно) А зачем тебе она?», который я вовсе не хотел и не заказывал! Типичное навязывание услуги.
Ну и издевательство, конечно: люди и так ненавидят рекламу, они ее ТЕРПЯТ – и тут их еще заставляют за ее просмотр платить! То есть тут налицо еще и моральный ущерб: вместо долгожданного фильма впаривают заколебавший давно ролик! Особо нетерпеливых или ранимых мог бы хватить кондратий прямо в зрительном зале.
Конечно, совку (кем мы все и являемся в той или иной степени) даже непонятно, в чем тут претензия; люди ж привыкли, что их «имеют» и ни в грош не ставят практически все и везде, и что «надо терпеть». 10 минут потерпеть – долго, что ли? (про изнасилование можно в принципе сказать так же).
Но если принять на миг условия вышеописанной фантастической игры – я, честно говоря, так вот навскидку не вижу «линии защиты», которую мог бы выстроить в ответ на такой иск кинотеатр. На что он мог бы ссылаться? Непонятно. «Имею право показывать что хочу?» Так ведь нифига: вон, в договоре (а билет – это договор между кинотеатром и зрителем), четко написано – к/ф «Горько». Про рекламу там ничего не написано. И там же указано, что показ начинается в 16.40. Есть четкая дата и время начала сеанса. Это условия, деньги получены вперед – значит, надо их не обсуждать, а выполнять. И не фантазийно, а точно так, как написано.
В принципе, такого же типа иск можно было вчинить и платным каналам, которые гонят рекламу совершенно беззастенчиво, как будто так и надо. И в другой стране, в которой существует независимый суд… наверно, был бы долгий процесс с непредсказуемым результатом (рекламный бизнес – страшная сила, он так просто не сдастся).
Ну а у нас – это просто такая праздная игра ума. Для воскресного вечера.
|
</> |