Хуго Балль. Византийское христианство
grizzlins — 10.06.2024 Вот смотрите: когда
какой-нибудь очень известный европейский авангардист берётся за
тему христианской религии, мы чего ждём? Если не брать случаи
чистых провокаций или наоборот — очень отдалённых ассоциаций,
наверное, ждём мы чего-то вроде фильма Бунюэля «Симон Пустынник».
Про Симеона Столпника в книге Хуго Балля тоже есть, но на Бунюэля
совсем не похоже. И на дадаистскую деятельность дадаистов тоже не
похоже. Хотя Балль был не просто дадаистом, а, можно сказать,
основателем дадаизма. Первого февраля 1916 года он открыл в Цюрихе
«Кабаре Вольтер». Туда ходили все
радикальные художники и, например, Ленин.
Но нет. Скорее, с книгой можно
сравнить фильм Пазолини «Евангелие от Матфея». Там тоже автор был
крайне левый и новаторский, а кино сделал просто буКВАльное. Ещё
можно сравнить с биографиями святых, написанными Г.К. Честертоном.
Или ни с чем не сравнивать. Книга сама по себе интересная.
Но сначала о не-дадаизме
Хуго Балля в период написания сей книги.
Когда вспоминают это
течение, первым делом говорят о скульптуре Дюшана «Фонтан», а
вторым — о том, сколько о той скульптуре понаписано. И смеются.
Так-то правильно, но Дюшан тоже ворчал. В шестидесятых ворчал,
например: «Это неодада, которое теперь называет себя новым
реализмом, поп-артом, коллажем и т. д., есть дешевое развлечение и
живет тем, что делало дада. Когда я открыл „реди-мейды", я замышлял
обескуражить эстетический балаган. А они в неодада используют
реди-мейды, чтобы открыть в них „эстетическую ценность"!
Я бросал им в лицо как вызов сушилку
для бутылок и писсуар, а они теперь любуются ими как эстетической
красотой». Правда он сделал, как минимум, четыре авторских копии
своего произведения, но это ж за деньги.
Но Балль, безусловно, поступил
радикальнее. Он сразу после Первой Мировой оставил дадаизм. Я об
этом писал, скажем, тут: https://grizzlins.livejournal.com/1941054.html.
Суть такова, что Балль считал своё движение не тупой провокацией, а
очень внятным религиозно-политическим высказыванием. Его же слова:
«Без религии невозможна буффонада». И когда высказывание себя
исчерпало, занялся иным.
Например, этой книжкой. Она
включает биографии трёх святых: Иоанна Лествичника, Дионисия
Ареопагита и Симеона Столпника. Очень хорошие, нейтральные, с
литературой, ссылками и аналогиями. Иногда аналогии сильно вписаны
во время написания. Например, по Иоанну «Ева страдает по утрате
Рая, а не потому, что её сын — Каин». Ещё Балль пишет, что Иоанн
был протопсихотерапевтом и молитвами избавлял людей от «скрытых
комплексов».
Есть моменты не очень понятные.
Например, про Дионисия у Балля рассказано очень подробно, это самая
большая глава. Про тройную полемику гностиков, платоников и
христиан — просто лучшее из виденного. Но нарекание Бога светом
автор называет моментом гностическим. А как же тогда Символ Веры,
где Христос назван «Светом от Света»? Но ладно: я не специалист,
буду читать и просвещаться.
Самое интересное для меня лично
— рассказ на любимейшую тему: об очень разных методах достижения
святости — послушание, изучение, воспарение (соответственно, Иоанн,
Дионисий, Симеон). Хотя и про автора интересно: прочие дадаисты
ныне или экспонаты, или объекты насмешек. А он, основатель движа,
продолжает влиять.
Сие весьма хорошо.
|
</> |