Hugge, Lagom и Sisu: как меняется скандинавский дизайн
home_and_garden — 17.05.2018Не смогла пройти мимо статьи в интерьер.ру, учитывая популярность скандинавского стиля и полярные мнения от "нравится" до "больница". Цитирую целиком:
Два стула, журнальный столик, ваза с ветками, усыпанными ягодами... Скандинавский дизайн — устойчивое клише ХХ века и настоящая любовь всего мира. Именно скандинавы, сдержанные, но чуткие к красоте природы, умеют найти идеальный баланс для идеального дома.
В 2018 году интерес к скандинавскому дизайну подогрет юбилеем Алвара Аалто. Музеи, дизайнерские сообщества, журналы и настоящие модники празднуют 120-летие со дня рождения прославленного финского архитектора и дизайнера. На волне — размышления о понятии sisu, которое считается основой финского национального характера. «Сису» — это сочетание храбрости, стойкости и выносливости: «что должно быть сделано — то будет сделано, несмотря ни на что».
Reydon Grove Farm, Norm Architects © Jinas Bjerre-Poulsen
В общем скандинавском тренде есть нюансы. Идея уюта по-датски hugge или «хюгге» для поклонников северного дизайна сменилась шведской концепцией lagom — более рациональной и прагматичной. Минимализм и новая бедность, никакого экстрима и чрезмерности, жизнь без спешки. В бытовом поведении lagom заключается в парадоксальном желании быть индивидуалистом, не особо при этом выделяясь: забота о себе, но и, одновременно социальная ответственность. Это свобода, которая заканчивается там, где начинается свобода другого. Можно сказать, что lagom в таком случае является частью целой этической системы.
Ресторан Noma 2.0, диз. Д. Тулструп. Коллекция мебели ARV
Икона датского дизайна, стул Wishbone, спроектированный Хансом Вегнером (Hans J. Wegner).
Claesson Koivisto Rune: Отель Børs в Бергене.
Отель The 7th Room в Швеции. Его создали архитекторы норвежского бюро Snøhetta, авторы грандиозного проекта Центра мировой культуры в Саудовской Аравии и знаменитой Оперы в Осло.
В сентябре 2017 года в Копенгагене открылся отель Nobis Copenhagen. Первый в сети Nobis, расположенный за пределами Стокгольма. За оформление отвечал шведский архитектор Герт Вингорд (Gert Wingårdh).
Интерьер отеля 11 Howard, спроектированный датским бюро Space Copenhagen совместно с нью-йоркским агентством Anda Andrei Design, получил три награды премии AHEAD America Awards 2017. Дизайнеры Сигне Биндслев Хенриксен и Петер Бундгорд Рютцу.
Этим домом в Копенгагене, как полагают, владел когда-то датский архитектор, мастер света Поул Хеннингсен. Местному бюро Norm Architects, авторам офиса Kinfolk Gallery,пришлось заново отстраивать интерьеры.
Книга дизайнера Моники Форстер, в которой она щедро делится своим пониманием скандинавского стиля, уюта, и рассказывает о том, как следует трактовать модное слово Lagom, означающее шведское благополучие.
При этом остается немало адептов норвежской философии friluftsliv — свобода, природа и жизнь. Природа — комфортная среда, в которой легко живется и думается. И, конечно, она должна присутствовать постоянно в интерьере.
Датское бюро Norm Architects, авторы офиса Kinfolk Gallery в Копенгагене. Дом на побережье.
Cтолик Savannah, диз. М. Форстер. Erik Jørgensen.
Кресло Swan, дизайн Арне Якобсен, Fritz Hansen. 1958. Special edition, 2018.
Первый небоскреб в Копенгагене, символ датского дизайна Radisson Blu Royal Hotel, построенный по проекту Арне Якобсена, открывается после масштабного капремонта. Интерьеры обновили дизайнеры Space Copengagen.
Итак в целом скандинавы ценят простые, прочные и элегантные вещи, светлое дерево, мягкий рассеянный свет. Всегда рады винтажным предметам и текстилю с привкусом двадцатилетей давности. Скандинавы учат нас ценить личные воспоминания. Их вдохновляет принцип «cделай сам» (DIT, d0 Ii yourself). Эти принципы как и пятьдесят лет назад, когда весь мир полюбил скандинавский дизайн, нравятся людям в разных концах света, всем, кто декорирует комнаты и наводит в них порядок, руководствуюясь советами видео-блогеров, всем, кто чувствителен к неброским, но изысканным палитрам, кто тщательно выверяет место каждой вещи.
Новый бренд Northern привлек таких дизайнеров, как Vera & Kyte, Färg & Blanche и Руди Вулфф (Rudi Wulff) для того, чтобы создать свою дебютную коллекцию, состоящую из 24 предметов.
Скандинавы уверены в том, что в «здоровом теле, здоровый ум» и ставят во главу угла практическую и эстетическую упорядоченность. И верят в то, что те, кто настроен не покупать лишнего, оттачивают свое умение выбирать. Идеальный дом аккуратный, но не пустой.
Посуда Anette Krogstad Studio, созданная для Noma.
Ощущение комфорта создают личные вещи, аутентичные материалы и экономичное оформление. Конечно основные страны, предлагающие дизайн такого рода датчане, шведы и финны. Среди компаний лидируют датские Fritz Hansen, Carl Hansen&Son, Hay, &tradition, Gubi, Fredericia, Muuto, Woud.
Шведский дизайнерский дом Stockholm и компания String дарят домам скандинавскую простоту, финский Artek развивает классику ХХ века, а Woodnotes предлагает домашний текстиль. Однако фабрики из других стран успешно освоили формулу скандинавского стиля. В частности интерьерные бренды стран Бенилюкса, Германии, Франции и Испании развивают дизайн, отлично подходящий для новой потребности в простой, но качественной обстановке. На каждой международной выставке дизайна сегодня можно отследить дебюты нескольких интересных игроков на поле северного дизайна и совсем необязательно, что они будут родом со Скандинавского полуострова.
Посуда Cylinda, 1967, Stelton. Диз. Арне Якобсен.
Scandic Chic давно перестала быть чисто скандинавским феноменом. Например, французская Ligne Roset и немецкая Freistil представляют коллекции и отдельные проекты, которые хорошо сочетаются со скандинавским стилем жизни. А парижская галеристка Мария Веттергрен, Galerie Maria Wettergren, специалист по современным дизайнерам-скандинавам, пополнила коллекцию новыми поэтичными опусами.
Круг, диз. Сесили Бендиксен, Galerie Maria Wettergren
Источник
Автор: Мария Севостьянова
|
</> |