рейтинг блогов

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

топ 100 блогов la_gatta_ciara07.04.2012

В ответ на мой комментарий к чужому посту по поводу смерти Эйко Ишиоки, мне написали: «не расстраивайтесь, незаменимых нет». Я не стала вступать в дискуссию, но на самом деле, я убеждена: НЕЗАМЕНИМЫЕ ЕСТЬ.
 
Как и кем можно заменить Боттичелли, Врубеля, Дали и других художников, оставивших ярчайший след в истории культуры? Можно ли заменить Пушкина, Данте, Бодлера? Стали бы мы смотреть старые фильмы, читать классику, отстаивать очереди в музеи — если всем и всему была бы замена?

Среди многих талантливых художников по костюмам, двух дизайнеров я считаю просто уникальными: Эйко Ишиоку и Данило Донати. Они не просто одевали киногероев, они создавали вместе с режиссерами другую реальность, эстетику, мир. Про Ишиоку я уже не раз писала, сегодня пришла пора рассказать о Донати.


Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Данило Донати


Вот некоторые из его работ в качестве художника по костюмам:

- "Евангелие от Матфея" (1964) Пазолини
- "Укрощение строптивой" (1967) Дзеффирелли
- "Феллини - Сатирикон" (1969)
- "Брат Солнце, сестра Луна" (1972) Дзеффирелли
- "Рим" (1972) Феллини
- "Амаркорд" (1973) Феллини
- "Калигула" (1979) Тинто Брасс
- "Жизнь прекрасна" (1996) Бениньи
- "Пиноккио" (2002) Бениньи

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Он имеет 2 статуэтки Оскар:
1977 год - за фильм "Казанова Феллини"

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.


1969 год - за фильм "Ромео и Джульетта" Ф. Дзеффирелли


Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Но Донати еще не раз выступал в качестве художника - постановщика:

- "Рим" (1972) Феллини
- "Амаркорд" (1973) Феллини
- "Интервью" (1987) Феллини
- "Пиноккио" (2002) Бениньи
и уж, что совсем удивительно - "Тихий Дон" (2006) С. Бондарчука

Собственно, стать художником - постановщиком Донати вынудил Феллини, который сказал ему: "Если Вы хотите делать для меня костюмы, то также должны разрабатывать и сценографию". В сарае на Cinecitta Донатти сделал свою собственную студию, где создавал костюмы и реквизит из различных материалов, часто, весьма необычных.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Любимый художник по костюмам Федерико Феллини и Франко Дзеффирелли Данило Донати родился в 1926 году в Луццара, что находится в итальянской провинции Реджо - Эмилия.
Данило с самого раннего возраста интересовался живописью и литературой. Поэтому принял решение поступать в знаменитую кузнецу школу искусств Scuola d'Arte di Porta Romana во Флоренции. Эту школу закончили знаменитые художники по костюмам Г. Пескуччи, А. Анни. После окончания он смог получить отсрочку от армии. Данило воспользовался этим, чтобы стать учеником у живописца Оттонио Розаи во флорентийской Accademia d'Arte (эту академию закончили П. Този, Ф. Дзеффирелли, Олег Кассини).

Флорентийскую атмосферу сороковых годов и дни, перед освобождением города союзническими войсками, Данило Донатти позже описал с своем романе "Комендантский час".

 Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

В середине сороковых годов он поселился в Риме, вместе со своими друзьями Умберто Тирелли, Франко Дзеффирелли, Пьеро Този, Мауро Болоньини. В то время они весело проводили время, но и много работали.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Юные Франко Дзеффирелли и Данило Донати

Как рассказывал сам художник в одном из интервью, изначально он не собирался быть дизайнером костюмов, но случайная встреча в Милане с Л. Висконти изменила всю его жизнь. "На чердак, где я работал в качестве помощника у плохого художника, поднялся элегантный мужчина. Он выслушал мои жалобы и взял меня в Ла Скала. Это был Лукино Висконти".
 
Так Донати стал ассистентом художника по костюмам в операх, которые ставил Лукино Висконти в Ла Скала -  "Весталке"  (1954) и "Травиате" (1955) с Марии Каллас в главной роли. 
 В 1959 году он дебютировал в разработке костюмов для фильма "Великая война" Марио Моничелли. Ну а дальше - сотрудничество с Пазолини, Дзеффирелли и Феллини.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

кадр из фильма "Калигула"

Хотя Донати и не был флорентийцем по рождению, он был им по духу. Его навсегда очаровало творчество художников Возрождения, работы которых во Флоренции можно увидеть повсюду: в любой церквушке, в любом палаццо, в любом музее.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

фрески Гирландайо в капелле Торнабуони церкви Санта Мария Новелла (Флоренция)

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

фреска Беноццо Гоццоли в капелле Волхвов палаццо Медичи - Риккарди (разумеется, тоже Флоренция)

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.  Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

кадр из фильма Ф. Дзеффирелли "Ромео и Джульетта"


И все работы Донати в кино несут на себе отпечаток этой любви к Ренессансу. "Чтобы делать костюмы, - любил говорить он, - вы должны знать все: живопись, кулинарию, музыку, историю".

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

фреска Гирландайо

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

костюмы из фильма "Ромео и Джульетта"

Именно из эпохи Возрождения он позаимствовал особенный подход к структуре костюма, к его объемам, цвету, фактурам.

 Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Тициан. "Портрет неизвестного с серыми глазами". 1538 Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти. Когда смотрю на этот портрет всегда удивляюсь масштабу костюма...

Первую свою возможность интересно поработать на экране с цветом и текстурой Донати получил в фильме Дзеффирелли "Укрощение строптивой" (1967). 

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса. 12 Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса. 13

Элизабет Тейлор хотела, чтобы художником по костюмам в фильме была Ирэн Шараф, одевавшая ее в "Клеопатре". Дзеффирелли разрешил Ирэн делать платья для Лиз, но все другие костюмы поручил изготовить старому другу Донати. Только он смог "справиться" со сложной фигурой Ричарда Бартона, у которого были узкие плечи и плотный торс. Художник придумал костюмы с огромнейшими рукавами, которые делали актера мужественнее. 

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.


Легкая утрированность форм и отделок - стала отличительной чертой творчества Донати. Мы видим это в фильмах «Ромео и Джульетта» , «Брат Солнце, сестра Луна» Ф. Дзеффирелли, «Казанова», «Сатирикон» Феллини.


Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

кадры из фильма "Брат Солнце, сестра Луна" Ф. Дзеффирелли

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

кадр из фильма "Казанова Феллини", так костюм выглядел в кадре,

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

а так - на сайте ателье Тирелли

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.  Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.


Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.  Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

еще одно платье из фильма "Ромео и Джульетта"

Донати огромное значение придавал самим тканям.

  Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

кадры из фильма "Брат Солнце, сестра Луна"

Все мужские и женские костюмы для фильма "Брат Солнце, сестра Луна" были сшиты из специально разработанной во флорентийской La casa d'Arte Cerratelli ткани. И там же изготовлены. Хочу этому волшебному ателье по пошиву костюмов для театра и кино посвятить отдельный пост.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

кадр и костюмы из фильма "Брат Солнце, сестра Луна"

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса. Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Для фильма Феллини «Сатирикон» художник тоже специально придумал текстиль, который не должен был напоминать зрителю ничего современного.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Своими костюмами Донати усиливал режиссерскую драматургию фильма.
Например, роскошь фактур и яркость цвета костюмов знати и духовенства в фильме «Брат Солнце, сестра Луна» он противопоставил простым серым дерюгам святого Франциска Ассизского и его духовным братьям.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

В «Казанове» художник цветом костюмов иронично разделил гостей на французов и испанцев.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Французы, слева - рокально - легкомысленные. Испанцы - справа, мрачно - инквизиторские.

В «Ромео и Джульетта» так же, при помощи цвета, он, словно две футбольные команды, разделил Монтекки и Капулетти.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Поскольку работа с таким режиссером, как Феллини подразумевает блеск и гротеск, эксцентричность и яркость клоунады - Донати часто использовал блестки, бликующие ткани, а то и лампочки, как в показе церковной моды в фильме Ф. Феллини «Рим».

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.  Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

платье Д. Мазины из фильма "Джинжер и Фред"

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.  Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.



Последний фильм, на котором работал Донати в качестве художника - постановщика и художника по костюмам был "Пиноккио". К сожалению, увидеть смонтированный фильм он так и не смог, так как умер в последние дни съемок 2 декабря 2001 в возрасте 75 лет.

Художник по костюмам Данило Донати, певец Ренессанса.

Донати повезло работать с известными итальянскими режиссерами, которые обладали удивительно развитым чувством визуализации. Но и им выпало счастье работать с такой яркой художественной индивидуальностью. Не было бы законченности в фильмах Феллини без костюмов и декораций Донати. Или ренессансной убедительности в картинах Дзеффирелли без пышных, колористически и фактурно сложных одежд персонажей.
Да, работали в то время в Италии другие прекрасные художники по костюмам, такие, как Този, Анни, Милленотти. Но их творческий почерк совсем другой, более легкий, изящный, лишенный смелого гротеска и мощного цветового натиска. А ведь костюм, не устаю я повторять, это не только красивые тряпочки, прикрывающие наготу героев и обозначающие эпоху, это еще сильный способ воздействия на зрителя для их восприятия картины в целом.
Так что, уверяю вас, незаменимые есть.

Еще мои посты про итальянских художников по костюмам:

Пьеро Този http://la-gatta-ciara.livejournal.com/51229.html
Маурицио Милленотти http://la-gatta-ciara.livejournal.com/85053.html
Габриэлла Пескуччи http://la-gatta-ciara.livejournal.com/12248.html

Ссылки по теме поста:
http://www.imdb.com/name/nm0232219/
интервью с Д. Донати http://unpaese.blogspot.com/2010/11/ricordando-danilo-donati.html
http://www.vogue.it/encyclo/cinema/d/danilo-donati
http://www.filmreference.com/Writers-and-Production-Artists-De-Edo/Donati-Danilo.html
фотосессия Лейбовитц на тему фильма "Ромео и Джульетта" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/12565.html 

Ну и скачать фильмы, о которых здесь говорилось:
"Ромео и Джульетта"
"Брат Солнце, сестра Луна"
"Укрощение строптивой"
"Казанова Феллини"
"Амаркорд"
"Рим" Феллини
"Сатирикон Феллини"
"Калигула"
"Пиноккио" Бениньи - красочный детский фильм

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чувствую, надо возвращаться в Живой журнал, надеюсь не все меня еще забыли. Для начала распишу немного про то что особо волнует. Начну издалека) Подсели мы с Дашей на  Доктора Хауса. Культовый сериал, который уже наверное все посмотрели. Потому рассказывать о нем нет нужды. На одном ...
Честность - это всего лишь ещё один инструмент. Закономерен вопрос: каково его планируемое применение? Что такого должна сделать Честность, чтобы изменить мир к лучшему? И понравятся ли лично мне эти изменения? Честность - это механизм, который направлен на уничтожение неправды вок ...
Что вы знаете о совершенно бессмысленной и абсолютно бесполезной фигне? Я, кажется, теперь знаю фсё. Потому что сегодня я вязала тонким крючком из тонких ниток салфеточку. Просто так, без схемы и цели, маленькую кругленькую салфеточку около 10 сантиметров диаметром. Для чего - не знаю, ...
Несчастные наивные люди, полагавшие, что про "патриотическую фантастику" пейсатель руками Лукьяненко потроллил, пошутил, набросил или ещё что... вынужден вас огорчить. По наводке Вассермана обнаружил его первый текст в этом жанре. Постапокалиптический рассказ о том, что будет, если в ...
   Текста не будет, только картинки, отражающие основные моменты возвращения из отпуска на поезде 096 «Москва — Барнаул» Зал ожидания Казанского вокзала ...