Художник и странствия
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Эта тема давно прослеживается в культуре человечества: запечатлеть пейзажи, города и континенты стараются все творческие исследователи из разных уголков земли.
![«ÐоÑковÑкий поÑÑамÑ» «ÐоÑковÑкий поÑÑамÑ»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-e449db.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/9276a3a2441d3d87606f19e3ac7a1a8652f782f6/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eX0K1CmhYZ6b9mrp3e-1mNyEy-FohCrQv2nv0ede-y66)
![Художник и странствия Художник и странствия](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-55aba8.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/320f326d89f94436bee3182d8897fae6ffd1bfc0/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eTmm9beIHdLiA73V8YVQBnQX2Vrys8NVpwp4sOCCVnAd)
«Путешествующий художник»…
Это определение относится к множеству мастеров, которых вдохновляло знакомство с новыми странами. Они создавали зарисовки увиденного на холстах, в блокнотах и альбомах. Мы можем встретить художников-первооткрывателей, путешествующих вместе с мореплавателями, художников-документалистов, отправляющихся в творческие командировки, художников-космонавтов, художников-фронтовиков.
С XVII и до середины прошлого века существовал особый жанр путевых заметок, в котором живописцы и рисовальщики создали не только изобразительные, но и литературные описание быта и жизни разных уголков света, возможность увидеть которые доступна далеко не всем.
Художники, как правило, превращают походные зарисовки в полноценные, большие произведения или творческие репортажи - отчеты, а бывает так, что оригинальной идеей художника становится путешествие рисунка от места его создания по дорогам страны, лентам отделений связи, в сумке почтальона до финальной точки – почтового ящика адресата.
![ÐоÑква. ÐÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑадÑ» ÐоÑква. ÐÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑадÑ»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-8bcf4e.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/f17be8bacb01ad6975671e98311d71c36433a4c4/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyHegA_K5Ak9Ts-n3dbX40g7tFfMl_rSG9TVobv5LevxVAAkGTL5y9OGe6LWgoxIAFFtLEs2YeJ0D5tvIjG52w3MncDDAHaZl1FEJH3JY_G6X)
У каждого художника наступает такой момент, когда жизнь естественно подводит его к теме, близкой его интересам, которая становится его открытием.
В творчестве Алексея Березина появилась идея оригинального художественного повествования посредством рисунка и почтового конверта. Этот замысел оказался настолько удачным, что указал дальнейший путь мастеру графики: появился свой почерк, каждая новая работа, новый конверт - это продолжение его открытия.
![«ÐоÑква. ÐÑÑоко-ÐеÑÑовÑкий монаÑÑÑÑÑ» «ÐоÑква. ÐÑÑоко-ÐеÑÑовÑкий монаÑÑÑÑÑ»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-6e16a3.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/ec928d67b1eda19cef26223184e6381e7ba1e483/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eXEK7cvadCF6M3FRWrygi9fhVQbdV2G9fosKuMjHiZ4p)
Творческим принципом Березина является именно живая зарисовка с натуры, впечатление от увиденного, которое для художника стало целенаправленным, спроецированным на конкретное место и время действия, глубоко личностным и эмоциональным. В созданной серии рисунков на конвертах соединились изобразительное искусство и филателия.
Художник творчески подходит к выбору марок, иногда целых блоков, подбирая тематические изображения стран и городов, в которых сделан рисунок, а почтовые штампы дополняют композицию, создавая необычные графические решения.
![«ÐоÑква. ÐÑÑоко-ÐеÑÑовÑкий монаÑÑÑÑÑ» «ÐоÑква. ÐÑÑоко-ÐеÑÑовÑкий монаÑÑÑÑÑ»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-62d2e3.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/7cdb023e1b4aedfb3eab7e4b46e6393c917478b6/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eb3-0qSSZjuqFTKIaAYyFaM95UhaLWL0ZoG_fgY8BllV)
На конвертах запечатлены парадные панорамы Санкт-Петербурга, виды Красной площади Москвы, старинные церкви и монастыри Нижнего Новгорода, Смоленска, Рязани, Орла, Сергиева Посада, Александрова и других русских городов. Каналы и архитектура Копенгагена, соборы и дворцы Барселоны, шведские домики с дерном на крышах Лунда и Мальме.
Для каждого рисунка художник выбирает свой формат: для быстрой и небольшой зарисовки – маленький конверт, для более детально проработанного и законченного графического произведения – большой. Он рисует на конвертах светлых оттенков: белых, бежевых, цвета топленого молока и слоновой кости,- но иногда берет черные или красные, на которые наклеивает вставки из белой бумаги, и получается рисунок в рамке-паспарту.
![«СвÑÑо-ТÑоиÑÐºÐ°Ñ Ð¡ÐµÑгиева лавÑа» «СвÑÑо-ТÑоиÑÐºÐ°Ñ Ð¡ÐµÑгиева лавÑа»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-8b600a.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/9fb4b60b259b4c38a5281d8c278113b6cef69dd9/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eVsLziJGmREl2Q4I3fprhXLmBjYdiHuLWCpYgEmQ-wbA)
Рисунки выполнены в разных графических манерах: где-то мы увидим контурный и линейный рисунок, а где-то художник использует штриховку и тон. Основой всегда служит конверт, но художественные материалы всегда разные: карандаш, уголь, тушь, капиллярные ручки. При создании быстрого контурного рисунка художник пользуется перьевой ручкой. Линия в нем живая, ее характер постоянно меняется: она то тонкая, легкая, почти незаметная, то плотная и упругая, она оставляет на конверте свободный след впечатления и настроения художника.
![Ðид плоÑади Ð.СÑÑанина. ÐоÑÑÑома» Ðид плоÑади Ð.СÑÑанина. ÐоÑÑÑома»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-6c9a95.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/3f6b95a727f2fa6b639e3c7eabc309f109f4a4e3/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyHegA_K5Ak9Ts-n3dbX40g7tFfMl_rSG9TVobv5LevxVAAkGTL5y9OGe6LWgoxIAFFZICUu3yv3aF5PVQbrmh1txTRxdQiLIspckS51TpNTFxZRg-ChP-5zRfvi4IU0Qug)
В данной манере выполнены рисунки из Москвы, Самары, Тулы, Владимира, Александрова и других городов. (Илл.1, 1(1),1(2),1(3),1(4),1(5)) Яркий пример контурного рисунка - вид площади Ивана Сусанина в Костроме, (Илл.2) доминантой которой выступает пожарная каланча с помещениями гауптвахты, построенная в 20-30–е годы XIX века. Контурный рисунок в данном случае подчеркивает правильность и четкость, характерную для архитектуры позднего классицизма.
![Художник и странствия Художник и странствия](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-c1f348.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/b31fbeb225dee9179257a1d9cea44283d2ab8192/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eX0K1CmhYZ6b9mrp3e-1mNynzlweeqeA1JTapq56FTlk)
Почти во всех своих рисунках Алексей Березин захватывает и останавливает мимолетные моменты повседневной жизни, отдельные сцены, людей, проходящих мимо. Художник, несомненно, обладает даром пытливого наблюдения за окружающим миром. Соборы Московского Кремля, отражающиеся в стеклянных стенах Дворца Съездов, – классический линейный рисунок.
![«ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÐÑемлевÑкий двоÑеÑ» «ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÐÑемлевÑкий двоÑеÑ»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-881277.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/525c785b655cfd47c493ed3d9833674a2338651d/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eX0K1CmhYZ6b9mrp3e-1mNwXfBNH9j91ymqo1dssEYwV)
В нем соединились декоративность и монументальность. Линия здесь пластичная и объемная, она формирует пространство, подчеркивает структуру архитектурных форм, передает фактуру предметов и материалов.
В рисунке Смоленской крепостной стены художник использует штриховку, работая мягким карандашом.(Илл.4)
![«ÐÑепоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑÑена. СмоленÑк» «ÐÑепоÑÑÐ½Ð°Ñ ÑÑена. СмоленÑк»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-897a26.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/aa78746c7a90b67879f3f5aa22dd146a2275a6d6/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eX0K1CmhYZ6b9mrp3e-1mNx7AK-VfJG8hk4mjcYz0FnI)
Эта техника дает возможность передать глубину пространства, показать тональные и светотеневые отношения. Художник применяет различные штрихи: от легких, едва заметных, до широких и насыщенных, каждый из которых имеет свое направление и движение, что делает рисунок живым. Вид одного из соборов Троице-Сергеевой лавры на черном конверте художник выполняет тушью и кистью.
![Художник и странствия Художник и странствия](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-2ee317.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/8431753e278c80525458c95c5adfd5367b8e748d/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eRJ23Vq4ZjmhGuegWF1blvMCiAxEOfiu0_uHNCQxEdEL)
Рисунок построен на контрасте легких и воздушных архитектурных форм с насыщенным и выразительным передним планом, изображающим деревья.
Собор Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле, построенный в XVII столетии, художник рисует углем.
![«ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð§ÑдоÑвоÑÑа в Ð Ñбленом гоÑоде в ЯÑоÑлавле» «ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð§ÑдоÑвоÑÑа в Ð Ñбленом гоÑоде в ЯÑоÑлавле»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-b34dfc.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/e2609674c12256ef0a4dd8367e7aee80d93f67e2/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eX0K1CmhYZ6b9mrp3e-1mNyZwxCAHW-W_z9ZwTYjQrB4)
Уголь дает мягкий бархатный тон. С его помощью можно сделать быстрый обобщенный тональный рисунок без проработки отдельных деталей, создать воздушную перспективу. Большая часть рисунков выполнена в интересной авторской манере, где причудливо переплетающимися линиями создается, "лепится" объем и пространство. В такой манере художник изобразил храм, стоящий на высоком берегу реки Волги в Нижнем Новгороде.
![Художник и странствия Художник и странствия](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-11719b.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/d2748205669a6213d46e4fe95fe6007a7fac817b/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eX0K1CmhYZ6b9mrp3e-1mNy2vj6S9ulf9e_orJi3o_ve)
Множеством линий передаются не только архитектурные формы, но и водная гладь, движение и трепет воздуха. Недавно художник стал использовать для большей выразительности непростой художественный материал- акварель, с присущей ей текучестью, быстротой, яркостью, рисунки приобрели цвет и стали выглядеть живописными картинами. Это новое творческое решение привнесло в графический ряд конвертов разнообразие, и тема путевых зарисовок обогатилась новой цветной гранью.
![«ÐаноÑама СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑга» «ÐаноÑама СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑга»](/images/main/hudojnik-i-stranstviya-a151e9.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/3003e33e88e16ef118de23401d933552377215b6/uG4dUfNyfZyUclGzMheNyKsGVx6t5xiKOCrOrlcEwPBoSQKF1zTJgmtNDH0Z6L3pVdsp4_GRAaxW3EznT4c8eWD9uGrG-6KCRj4exxZFBKw)
Рязанский кремль, волжские дали - все эти и многие другие акварели могут быть оформлены в рамы как законченные самостоятельные работы и предстать перед зрителем полноценными выставочными произведениями. Источник, питающий творчество,- это живая жизнь художника со своим временем, городами и, главное, с людьми.
Эта серия рисунков Алексея Березина достигла двух сотен единиц, и это количество все растет, впереди художника ждут новые пути, новые страны и новые города, из которых рисунки начнут движение по почтовым магистралям! Ну а сегодня художник считает, что главное путешествие и яркий рисунок у него впереди.