Художник и странствия

топ 100 блогов all-collector29.03.2024

Эта тема давно прослеживается в культуре человечества: запечатлеть пейзажи, города и континенты стараются все творческие исследователи из разных уголков земли.

«Московский почтамт»
«Московский почтамт»
Художник и странствия

«Путешествующий художник»… 

Это определение относится к множеству мастеров, которых вдохновляло знакомство с новыми странами. Они создавали зарисовки увиденного на холстах, в блокнотах и альбомах. Мы можем встретить художников-первооткрывателей, путешествующих вместе с мореплавателями, художников-документалистов, отправляющихся в творческие командировки, художников-космонавтов, художников-фронтовиков.

С XVII и до середины прошлого века существовал особый жанр путевых заметок, в котором живописцы и рисовальщики создали не только изобразительные, но и литературные описание быта и жизни разных уголков света, возможность увидеть которые доступна далеко не всем. 

Художники, как правило, превращают походные зарисовки в полноценные, большие произведения или творческие репортажи - отчеты, а бывает так, что оригинальной идеей художника становится путешествие рисунка от места его создания по дорогам страны, лентам отделений связи, в сумке почтальона до финальной точки – почтового ящика адресата.

Москва. Красная площадь»
Москва. Красная площадь»

У каждого художника наступает такой момент, когда жизнь естественно подводит его к теме, близкой его интересам, которая становится его открытием.

В творчестве Алексея Березина появилась идея оригинального художественного повествования посредством рисунка и почтового конверта. Этот замысел оказался настолько удачным, что указал дальнейший путь мастеру графики: появился свой почерк, каждая новая работа, новый конверт - это продолжение его открытия.

«Москва. Высоко-Петровский монастырь»
«Москва. Высоко-Петровский монастырь»

Творческим принципом Березина является именно живая зарисовка с натуры, впечатление от увиденного, которое для художника стало целенаправленным, спроецированным на конкретное место и время действия, глубоко личностным и эмоциональным. В созданной серии рисунков на конвертах соединились изобразительное искусство и филателия. 

Художник творчески подходит к выбору марок, иногда целых блоков, подбирая тематические изображения стран и городов, в которых сделан рисунок, а почтовые штампы дополняют композицию, создавая необычные графические решения.

«Москва. Высоко-Петровский монастырь»
«Москва. Высоко-Петровский монастырь»

На конвертах запечатлены парадные панорамы Санкт-Петербурга, виды Красной площади Москвы, старинные церкви и монастыри Нижнего Новгорода, Смоленска, Рязани, Орла, Сергиева Посада, Александрова и других русских городов. Каналы и архитектура Копенгагена, соборы и дворцы Барселоны, шведские домики с дерном на крышах Лунда и Мальме.

Для каждого рисунка художник выбирает свой формат: для быстрой и небольшой зарисовки – маленький конверт, для более детально проработанного и законченного графического произведения – большой. Он рисует на конвертах светлых оттенков: белых, бежевых, цвета топленого молока и слоновой кости,- но иногда берет черные или красные, на которые наклеивает вставки из белой бумаги, и получается рисунок в рамке-паспарту.

«Свято-Троицкая Сергиева лавра»
«Свято-Троицкая Сергиева лавра»

Рисунки выполнены в разных графических манерах: где-то мы увидим контурный и линейный рисунок, а где-то художник использует штриховку и тон. Основой всегда служит конверт, но художественные материалы всегда разные: карандаш, уголь, тушь, капиллярные ручки. При создании быстрого контурного рисунка художник пользуется перьевой ручкой. Линия в нем живая, ее характер постоянно меняется: она то тонкая, легкая, почти незаметная, то плотная и упругая, она оставляет на конверте свободный след впечатления и настроения художника.

Вид площади И.Сусанина. Кострома»
Вид площади И.Сусанина. Кострома»

В данной манере выполнены рисунки из Москвы, Самары, Тулы, Владимира, Александрова и других городов. (Илл.1, 1(1),1(2),1(3),1(4),1(5)) Яркий пример контурного рисунка - вид площади Ивана Сусанина в Костроме, (Илл.2) доминантой которой выступает пожарная каланча с помещениями гауптвахты, построенная в 20-30–е годы XIX века. Контурный рисунок в данном случае подчеркивает правильность и четкость, характерную для архитектуры позднего классицизма.

Художник и странствия

Почти во всех своих рисунках Алексей Березин захватывает и останавливает мимолетные моменты повседневной жизни, отдельные сцены, людей, проходящих мимо. Художник, несомненно, обладает даром пытливого наблюдения за окружающим миром. Соборы Московского Кремля, отражающиеся в стеклянных стенах Дворца Съездов, – классический линейный рисунок.

«Государственный Кремлевский дворец»
«Государственный Кремлевский дворец»

В нем соединились декоративность и монументальность. Линия здесь пластичная и объемная, она формирует пространство, подчеркивает структуру архитектурных форм, передает фактуру предметов и материалов.

В рисунке Смоленской крепостной стены художник использует штриховку, работая мягким карандашом.(Илл.4)

«Крепостная стена. Смоленск»
«Крепостная стена. Смоленск»

Эта техника дает возможность передать глубину пространства, показать тональные и светотеневые отношения. Художник применяет различные штрихи: от легких, едва заметных, до широких и насыщенных, каждый из которых имеет свое направление и движение, что делает рисунок живым. Вид одного из соборов Троице-Сергеевой лавры на черном конверте художник выполняет тушью и кистью.

Художник и странствия

Рисунок построен на контрасте легких и воздушных архитектурных форм с насыщенным и выразительным передним планом, изображающим деревья.

Собор Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле, построенный в XVII столетии, художник рисует углем.

«Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле»
«Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле»

Уголь дает мягкий бархатный тон. С его помощью можно сделать быстрый обобщенный тональный рисунок без проработки отдельных деталей, создать воздушную перспективу. Большая часть рисунков выполнена в интересной авторской манере, где причудливо переплетающимися линиями создается, "лепится" объем и пространство. В такой манере художник изобразил храм, стоящий на высоком берегу реки Волги в Нижнем Новгороде.

Художник и странствия

Множеством линий передаются не только архитектурные формы, но и водная гладь, движение и трепет воздуха. Недавно художник стал использовать для большей выразительности непростой художественный материал- акварель, с присущей ей текучестью, быстротой, яркостью, рисунки приобрели цвет и стали выглядеть живописными картинами. Это новое творческое решение привнесло в графический ряд конвертов разнообразие, и тема путевых зарисовок обогатилась новой цветной гранью.

«Панорама Санкт-Петербурга»
«Панорама Санкт-Петербурга»

Рязанский кремль, волжские дали - все эти и многие другие акварели могут быть оформлены в рамы как законченные самостоятельные работы и предстать перед зрителем полноценными выставочными произведениями. Источник, питающий творчество,- это живая жизнь художника со своим временем, городами и, главное, с людьми.

Эта серия рисунков Алексея Березина достигла двух сотен единиц, и это количество все растет, впереди художника ждут новые пути, новые страны и новые города, из которых рисунки начнут движение по почтовым магистралям! Ну а сегодня художник считает, что главное путешествие и яркий рисунок у него впереди.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ехал в машине, слушал по "Эху..." настоящего человека - нобелевскую лауреатку Алексиевич. Она, в частности, рассказала, как генералы из Минобороны подали когда-то на нее в суд за книгу "Цинковые мальчики", где собраны воспоминания разных людей об Афганской войне. Мол, клевета сплошная!.. Т ...
Девочка-второкурсница, которую весь прошлый месяц четырежды в неделю по 3 часа мучила великим и могучим - готовила к ежегодному конкурсу русского языка в Пекине - этот самый конкурс в своей весовой категории таки выиграла! Теперь поедет ...
Самый тонкий ответ на частотную реплику, звучащую в разговорах про репрессивную политику современного российского государства. - Они же жили в СССР. Они жили в перестройку. Неужели они не сделали никаких выводов из краха совка? - Почему же? Как раз ...
Да, я тот самый мальчик. Рождённый во времени в женском теле. Когда мир был тонким, то есть плоским, просто не было девочек. Поэтому меня помнят там мальчиком. Сердце, бог огромного неба, как известно, состоит из камер. Первые четыре места (камеры) ряда Фибоначчи 1, 1, 2, 3... ...
Вот при Леонида Ильиче существовало только одно написание восточной рыгаловки - чайхана. Больше никак, только так. А лет эдак с десять взад почему-то вылезло это непривычное "чайхона". Откуда - хуй его знает, но чую что неспроста это. Причем ща ваще хаос, половина рыгаловок называется ...