Художница


Когда я работала на радио в Мурманске, в областной молодежной
газете меня – по старой памяти – попросили написать очерк или
зарисовку о некоей местной художнице Галине Ушаковой. Посоветовали
для начала сходить в областную библиотеку (в Мурманске она
именовалась «книгохранилищем на миллион томов») и в отделе искусств
взглянуть на графические работы Галины – они висели там на стенах.
Отдел искусств мне был хорошо знаком, я там частенько в наушниках
слушала разнообразную музыку (она мне нужна была для работы, так
как на радио я числилась музыкальным редактором), а заодно читала
сборники Давида Самойлова и Арсения Тарковского. Но никаких картин
либо рисунков на стенах там не было.
И вот прихожу снова, и надо же – целая галерея графики,
иллюстрации к произведениям Гарсиа Лорки. Причём в интересной
незнакомой мне технике: ясно, что художница писала пером и
чёрной тушью, но линии полуразмыты, вокруг иных неясные ореолы, всё
вместе создаёт импрессионистическое ощущение, некое
метафизическое пространство вокруг стихов, что вообще-то
несвойственно обычной книжной графике, но что точно можно отнести к
высокому сотворчеству с поэтом, к настоящему искусству. Как позже
выяснилось, благодатным в этой связи приёмом стало письмо тушью на
мокрой и/или предварительно скомканной бумаге.
Я тут же позвонила Гале, она охотно согласилась на встречу, но
назначила её не у себя дома, а на квартире у одной актрисы нашего
драматического театра. Почему? Галя сказала, что дома у неё нет
возможности разместить все свои работы, а у актрисы есть. В
ближайший вечер я пришла. То была тесная небогатая квартирка, чью
единственную комнату несказанно украшали многочисленные живописные
полотна. Галя с немолодой уже актрисой пошли на кухню варить кофе,
а я стала переходить от одной картины к другой. Так прошло почти
два часа! Галя со своей знакомой успели выпить бессчётное
количество чашек кофе, и когда я объявилась на кухне, мне без слов
дали понять, что отныне я – их самая лучшая и верная подруга.
Картины… Это, безусловно, не было реалистическим искусством, но
не было и откровенным авангардом. Всё чуть-чуть смещено, какие-то
детали укрупнены, как бы педалированы, краски глубокие, ясные,
мазок уверенный, сильный, в сюжетах частью добрая ирония, нежная
усмешка, частью лёгкая печаль, воздействие на зрителя – до глубины
души, до самого донца подсознания! Неудивительно, что я,
разглядывая полотна, выпала из действительности на целые часы…
Запомнился на картине маленький городок, втиснувшийся домиками в
горное ущелье, граничащее с морем, да так, что - в силу немного
смещённой перспективы - корабли с высокими мачтами словно бы
поселились на улочках между домами. Это напомнило мне одни из самых
любимых страниц Марселя Пруста, где он рассказывает о похожей
картине вымышленного художника-импрессиониста Эльстира; картина
называлась «Гавань в Каркетьюи».
Отчётливо помню маленькое полотно Гали под названием «Хор»:
десятка два до смешного похожих друг на друга поющих мужчин и
женщин с разинутыми ртами - очарованные чудаки, городские
сумасшедшие, блаженные… а ведь именно таковыми и являются
хористы-любители, отчаянно, до жгучих слёз преданные музыке и
пению!
Была череда великолепных портретов, где герои всматриваются в тебя,
и, кажется, вот-вот скажут что-то главное о себе. Или вот -
перевоплощённые, ставшие вдруг таинственными предметы Галиных
натюрмортов.
Особое внимание привлекло большое полотно с полукруглой линией
горизонта (любимый приём Гали), на переднем плане «ковёрные» -
клоуны, но из тех, кто играет на маленьких смешных музыкальных
инструментах. Они явно в кураже, фигуры причудливо изогнуты,
«сломаны», но кураж не сопряжён с весельем – отнюдь, они словно
играют отходную этому миру… Да и одежда мало напоминает клоунскую –
это одежда андеграундная, одежда каких-нибудь городских хиппи,
которые на время примерили на себя амплуа клоунов. Философский
смысл картины логично вывел к ассоциации с романом «Глазами клоуна»
Генриха Бёлля.
Выяснилось, что Галя Ушакова окончила Ярославское художественное
училище. Там у неё была заветная подружка – настолько близкая, что
они и рисовали, и думали совершенно в унисон. Поэтому договорились,
что до последнего не покажут друг другу свои дипломные работы, но
написали… почти одно и то же! Та же полукруглая линия горизонта,
отчего герои картины словно бы падают на зрителя, только у Гали
клоуны, а у подружки рок-музыканты, то есть для того времени тоже
обитатели музыкального андеграунда. И хотя обе художницы были
самыми талантливыми студентками, госкомиссия вкатила им по тройке,
считая, что от их работ несёт чуть ли не антисоветским душком.
Вернувшись в Мурманск после учёбы, Галя стала школьной
учительницей рисования и черчения. Однако вскоре из школы пришлось
уйти – из-за одного умственно отсталого ученика, который бегал по
классу и всё норовил ткнуть в глаз педагогу металлическим
основанием большого деревянного циркуля. Парнишку ещё в первом
классе проглядела педкомиссия - случайно или намеренно, неизвестно,
но его, делать нечего, тянули, переводили из класса в класс, хотя
он фактически срывал все уроки. Это исчадие ада довело Галю до
того, что она попала в психушку. Галя поклялась, что никогда больше
не прибегнет к педагогике, и пошла в простые чертёжницы.
Что до внешности моей знакомой, то именно так я и представляла
себе девушек-хиппи: распущенные светло-русые волосы, высокая,
худенькая, стройная, с длинными выразительными пальцами, несколько
отрешённое лицо, сероватое от беспрерывного курения и бессонных
ночей. Наконец - одежда, и о ней надо говорить отдельно. Галя
одевалась исключительно оригинально - в длинные платья и юбки (а в
ту пору все ходили в мини), как правило, из узорчатого штапеля и
поплина, но скромных оттенков, зато какие детали! Их Галя делала
самолично – подбои и вставки из ручных кружев, аппликации из
ленточек и тесьмы, броши из лёгкого меха, на длинном ремешке
матерчатые маленькие сумочки, украшенные бусинками… всего не
описать.
Галя свела меня с семейством Цейтлин; Наташа и её муж, кажется,
Аркадий (точно имени не помню) были молодожёнами, но уже имели
двухкомнатную квартиру в новостройке. Наташа несколько лет назад
приехала в Мурманск откуда-то с юга, причём решительно безо всякого
багажа, лишь почему-то с костюмом и оснащением аквалангиста в руках
– так она рассказывала сама. Эти странные прибамбасы Наташа продала
на базаре, что позволило ей на вырученные деньги продержаться
некоторое время.
Каким-то непостижимым для меня манером Наталья, окончившая
только среднюю школу, попала не куда-нибудь, а на телевидение и
стала работать ассистентом то ли режиссёра, то ли оператора. Потом
перешла в научно-техническую библиотеку, там ночевала, и сторожа
подавали наверх докладные об этом безобразии. На её мытарства
откликнулась некая телередакторша по фамилии Агеева, с которой
Наташа успела подружиться. Это была одинокая некрасивая дама,
имевшая комнату в деревянной двухэтажке, и она приютила Наташу,
относилась к ней заботливо, хотя и с некоторой долей
снисходительности. Меж тем докладным сторожей научной библиотеки
был дан ход, и Наталье предложили комнату на выбор. К тому времени
у неё случился роман с Аркадием Цейтлиным, они поженились и
обменяли своё жильё на квартиру в новостройке.
И тут Наташу вдруг стали «таскать»; советским людям не надо
объяснять, что это такое: «таскали», естественно, по кабинетам так
называемой «конторы глубокого бурения». На Наташу некто прислал
«телегу» о том, что она была знакома с типом, лелеявшим мечту
перебраться через границу на дельтаплане. После череды «тасканий»
следователь намекнул, что Наталью заложила некая знакомая с очень
короткой фамилией. У неё была только одна такая знакомая –
телередакторша Агеева, которой она как-то по дружбе рассказала о
незадачливом дельтапланеристе. Наташа поняла, что Агеева ей
просто свирепо позавидовала: молодая, без кола без двора, только
приехала и уже при муже и при квартире. Хотя всё с «конторой»
закончилось относительно благополучно, но имя Наташи, видимо,
осталось в кондуитах КГБ, потому что, когда супруги летели в
Биробиджан хоронить маму Аркадия, их сняли с рейса и подвергли
унизительному досмотру – с ковырянием в самых интимных местах.
Не знаю почему, но Наташа Цейтлин явно была музой Гали Ушаковой.
Ну, если не музой, то любимой моделью точно. Меня это удивляло:
Наталья была девой среднего роста, волоокой, с очень крупными
чертами лица, взгляд и лицо никаких эмоций не выказывали.
Примечательной была только причёска - тугой толстый столбец русых
волос на самой макушке, по нему Наташа мгновенно узнавалась на
любых Галиных работах.
Ослепительными полярными ночами у Цейтлинов собирались
большие компании, сидели где придётся, чаще прямо на полу,
беседовали обо всём на свете. Иногда Аркадий, работавший в
музыкальной школе, брал в руки скрипку, но играл плохо – натужно,
резко, фальшиво, просто из рук вон. Почему-то нет-нет, да
встречались мне учителя музыки, не бывшие в ладу с собственным
инструментом. Должно быть, это из серии «не умеешь делать сам,
становись учителем или тренером».
В ходе этих великих сидений все хотели есть, и тогда Аркадий
куда-то исчезал и возникал затем с большим кочаном капусты. Капуста
отваривалась, эти пустые, без мяса, но густые щи разливались по
плошкам, щедро сдабривались жирной сметаной и подавались гостям с
ломтями хлеба. Угощение казалось очень вкусным и на удивление
отлично насыщало.
А очерк о Гале Ушаковой в редакции мне завернули – не получился.
Так в первый (но не в последний) раз подтвердилась аксиома, что
лучше всего писать о совершенно незнакомых людях…
...Мне снова довелось увидеть Галю Ушакову в Мурманске лишь
спустя семь лет. С маленьким сыном на руках я поднялась к квартире
её матери, мне открыла дверь юная розовощёкая девушка. Я подумала,
что это Галина младшая сестра, но то была сама Галя, которая
выглядела гораздо моложе, чем семь лет назад! В прихожую вслед за
мамой выбежал мальчик лет пяти, поразительно красивый, черноволосый
и черноглазый, ни капли не похожий на Галю. Это был её сынок
Никита, которого она воспитывала одна.
Галя рассказала, что раза три пыталась поступить в Таллинскую
академию художеств, но туда много охотнее брали эстонцев, и лишь
после ходатайства Союза театральных деятелей России (главной
заступницей там выступила та самая немолодая актриса, у которой я и
встретила Галю) мурманскую художницу всё-таки приняли. В Таллин
переехала и её мама, они сняли квартирку в одноэтажном домике на
окраине.
Галя замечательно рассказывала о тамошнем быте. В доме
топились печи, и напротив дома стоял ряд аккуратных дровяных
сарайчиков. На дворе росла травка и стояли скамеечки. Когда кому-то
из жильцов привозили машину дров, к ней выходило всё взрослое
население, брёвна быстро распиливались, рубились, заносились в
определённый дровяник, после чего с травки тщательно сметались все
до одной опилки, и дворик представал в изначальном виде.
К несчастью Галя стала сильно хворать, у неё обнаружили
перикардит, были нелады с мозговым кровообращением, врачи давали ей
буквально считанные месяцы жизни. Серьёзные недуги были и у Галиной
мамы. Терять было нечего, и обе приняли решение голодать.
Руководствуясь специальными брошюрами, мать и дочь правильно
вошли, а через месяц правильно вышли из голодания. Галя объяснила:
если сразу после голодовки съесть, к примеру, яйцо - тут же умрёшь.
Все тридцать дней пили одну дистиллированную воду, никакого табака,
старались находиться на свежем воздухе; Галя писала этюды, мама
вышивала, сидя на скамеечке во дворе. Самым трудным днём стал
четвёртый: мать с дочерью вцепились друг в друга, рыдали в голос,
но пересилили отчаяние.
После голодания врачи решили, что вместо Гали пришла её
молоденькая, совершенно здоровая сестрёнка, мама забыла о
гипертонии и выглядела молодой жизнерадостной женщиной.
Пока мы с Галей пили чай на кухне, выявилась главная незадача:
Галю приняли в академию лишь на курс… книжной графики, а не
живописи, как хотелось. Убеждая меня, что книжная графика – это
тоже очень интересно, даже более глубоко и много серьёзнее, нежели
писать красками, Галя показала несколько своих книжно-графических
работ. Что сказать? Я увидела какие-то миниатюрные православные
кресты, каких-то схематичных птичек, россыпь крошечных игральных
карт на маленьких белых страничках, всё разрозненно, полуслучайно,
много белых пустот… Увиденное не впечатлило меня ни в малейшей
степени, Галя это заметила и, как мне показалось, огорчилась.
После я уехала, мы обменялись несколькими открытками, и на том
всё. Многими годами позже я долго искала Галю в Интернете, но нашла
лишь в соцсети её сына Никиту, уже взрослого парня. Попросилась в
друзья, написала, что хорошо знала и любила его маму, но он
отмолчался и в друзья не принял.
Но я всё-таки благодарна судьбе за эту встречу с Галей. Часто ли вообще встречаешься по жизни с исключительным, одарённым, утончённым, по-настоящему благородным человеком? Да к тому же если вдруг этот человек столь близко подпускает к себе, к самому важному и сокровенному – к своему творчеству, а оно для всякого художника – исключительно интимная, заповедная часть его существа, его то яростных, сумасшедших, то пустых и тёмных дней с едва намеченным лучиком надежды – как огонёк сигареты на холсте, от которого хочется прикурить.
· Спасибо за лайки, комментарии и подписку на мой канал. Будьте здоровы и счастливы!