"Худые" на Балканах


В конце 30-х гг. в условиях возрастания военной напряжённости в Европе, руководством Югославии было принято решение о усилении королевских военно-воздушных сил, в частности парка истребительной авиации. Усиливать военно-воздушные силы было решено как за счёт производства самолётов на отечественных мощностях, так и за счёт приобретения истребителей за границей. Так в 1938-м году в Великобритании были закуплены 24 истребителя Hawker Hurricane, а также была приобретена и лицензия на производство 100 истребителей. Кроме этого, было решено приобрести и немецкие Ме-109. Согласно заключённого в 1939-м году контракта, югославские ВВС должны были получить 50 истребителей Ме-109Е-3; позже контракт был расширен до 100 истребителей. Поставки самолётов были начаты в августе 1939-го года и продолжались до конца 1940-го года. В полном объеме контракт не был выполнен, в Югославию поступило всего 73 машины из 100 заказанных.

К началу немецкого вторжения в апреле 1941-го года в Югославских ВВС имелось около 65 боеготовых истребителей Ме-109. Большинство машин было собрано в 1-й истребительной бригаде, осуществлявшей прикрытие Сербии, восточной части Боснии, а также непосредственно Белграда. Бригада состояла из двух истребительных полков: 6-го и 2-го. В состав каждого полка входило по две авиационных группы, в составе которых было по 2-3 отряда/эскадрильи. В целом в составе 1-й бригады находилось 59 истребителей Ме-109, ещё 6 истребителей данного типа находилось на авиабазе Мостар в составе учебных подразделений авиационного училища и отдельной бомбардировочной группы. В ходе боевых действий все истребители немецкого производства были потеряны, при этом большинство истребителей Ме-109 было уничтожено на земле самими югославскими авиаторами при отступлении




|
</> |