ХУДАЯ
cambria_1919 — 10.11.2023

Красивая худая девушка Лесли Хорнби, известная в 1960-е как Твигги – Тростинка.
Красивая ведь?
"Как похудеть? 10 способов и 15 правил".
"Я счастлив, что похудел на 20 килограммов".
"Стать худой и красивой, как модель".
Такие привычные фразы, такие привычные понятия, такие привычные мечты.
Но это заветное ныне качество – худобу – мы называем исконным словом, которое означает нечто не вполне хорошее.
Вернее, совсем нехорошее.
Да мы и сами вроде бы это знаем.
Говорим "больному стало хуже" и не подразумеваем, что он приблизился к идеалу красоты:

"Погода ухудшается" - и это не радует:

"Хуже" - сравнительная степень к слову "худо" и "плохо".
А худо и плохо синонимы.
Так уж вышло, что не придумали особого слова для изящной тонкости тела.
В старину она казалась не слишком красивой.
Почти всегда!
Разве что в позднее Средневековье были в моде откровенно худые красавицы:

Живая очередь в Рай из Триптиха Ганса Мемлига "Страшный суд".
Праведники все как один худышки.
Грешники у Мемлинга тоже худые, но эти-то хорошие люди отчего все одинаково тощие:

Связано ли это было с культом юности и непорочности или со скудным рационом, неизвестно.
Но такие вкусы были скорее недолгим исключением, чем правилом.
Стройность всегда приветствовалась, но в сочетании с цветущими формами.
Это, конечно, чересчур:

А вот так вполне неплохо:

Да и в литературе у красавиц всё было "в меру".
Худыми изображались либо ведьмы, либо всякие неприятные персонажи.
Вплоть до чертей:

Сам дьявол, естественно, тоже очень худой субъект.
Вот Мефистофель (какие оригинальные у него рожки):

Пожалуй, первой худой очаровательницей была русская девушка.
И тут Толстой всех обошёл!
Его Наташа Ростова - "странно тоненькая"; "её плечи были худы, грудь неопределенна (т.е. никакой груди – С.), руки тонки" и т.д.
Хотя круглые щёки Людмилы Савельевой в фильме Бондарчука заставляют забыть о её худобе:

Однако по-настоящему модной худоба стала лишь в эпоху декаданса.
У хрупких героинь новой эпохи не замечалось непосредственности, искренности и ясности души Наташи Ростовой.
Это были всё эффектные, загадочные, опасные женщины.
Роковые. Вамп, как тогда говорили.
И очень смелые.
Худоба танцовщицы Иды Рубинштейн на портрете Серова:

Такие эстравагантные сухопарые женщины даже отваживались надевать брюки - и брюки на них смотрелись прекрасно.
Например, на Саре Бернар:

Или на Зинаиде Гиппиус:

К 1920-м высокая и худая мальчишеская фигура стала общепризнанным эталоном красоты:

Элегантные рисунки из тогдашних журналов мод рисуют нечто недостижимое:

Таких фантастических пропорций не могли достичь даже самые стильные тогдашние модели и кинозвёзды.
Такие, как Глория Свенсон, которая славилась идеальным модным экстерьером:

А уж на обычных женщинах - даже самых миленьких и хорошо сложённых - такие наряды больше напоминали мешки с картошкой:

Конечно, в жизни всегда есть место разнообразию и нюансам.
Но именно тогда возник канон фигуры модели – высокой и тонкой:

Чем меньше тела, тем лучше.
Именно на таких фигурах любые наряды смотрятся великолепно.
Натали Палей, кузина последнего русского императора и знаковая модель1930-х:

Одна из самых знаменитых худышек той эпохи – Уоллис Симпсон, любовь к которой заставила английского короля Эдуарда VIII отказаться от трона – не зря говорила:
"Невозможно быть ни слишком богатой, ни слишком худой":

А уж появление в 1960-е тростинки Твигги и вовсе вызвало у девушек просто эпидемию похудания - на грани или за гранью анорексии.
Всем - юным и не очень – захотелось стать как Твигги.
А она такой не стала. Такой была.
От природы, как Наташа Ростова:

Кстати, как и Наташа, Твигги позже вышла замуж, поправилась на десять килограммов и стала хорошей женой и матерью.
Но в 1960-е была странно тоненькой, и её хрупкая красота смело потеснила щедрую телесность признанных секс-бомб:

Но ведь модели из лучших модных домов предыдущего десятилетия были ничуть не толще Твигги!
Например, легендарная Довима:

Однако такие дивы не вызывали у девушек острого желания срочно перестать есть.
Эти модели были слишком элитарны и недостижимо утончённы:

Они демонстрировали восхитительные туалеты:

А женщины преспокойно носили похожие наряды - покроя "как у Диора" - на тех телах, какими их наградила природа и собственный аппетит:

Зато Твигги была на вид просто девчонкой с улицы:

Потому стать такой, как она, казалось вполне реальным – достаточно заменить бутерброд листиком салата.
И теперь модели, несмотря на напор повесточки бодипозитива, сохраняют профессиональную худобу.
На которую так легко надеть любой дизайнерский бред:

И дамы по-прежнему с завистью смотрят вслед их хрупким фигурам:

Всё это произошло в течение века: и перемены в отношении к худобе, и её принятие как образа красоты.
Для истории век это просто миг.
А вот язык куда древнее.
И куда живучее.
Потому он и не подумал перестроиться и переменить наработанное столетиями. Худое так и осталось худым.
По словарю В.И.Даля ХУДОЙ толкуется очень выразительно –
"Неладный, негодный, дурной, плохой, нехороший; в чём или в ком недостатки, пороки, порча; изношенный, ветхий, дырявый".
Совсем не похоже на комплименты!
Есть там и специально о худых фигурах.
ХУДОЙ:
"кто худ телом, худо(сухо)щавый, поджарый и бледный, хилый, болезненный на вид, опалый".
Это всё явно не про красавцев и красавиц.
Скорее про таких несчастных:

Дальше – больше!
"ХУДОЙ - в Сибири это "злой дух, чёрт, сатана, диавол":

"ХУДАЯ - там же (в Сибири) так называлась венерическая болезнь":

И ещё змея. Она-то точно худая во всех отношениях:

ХУДОБА (ударение на последнем слоге) - "калечество, наружное безобразие, а также бедность, голь, нищета; плохое, бедное хозяйство, скарбишка":

Был ещё и ХУДОК - "негодяй, вор и пьяница":

Существовало даже ХУДОГЛАСИЕ (скверный певческий голос):

Был ХУДОКОННИК - "казак на плохом, на тощем коне".
Наверное, на коне типа Россинанта:

И наконец ХУДОУМИЕ ("худой ум, плохой разум, безрассудство; тупоумие, глупость; необузданность, невладенье собою и дурные последствия этого"):

А также всем известное из истории ХУДОРОДСТВО – недостаток аристократизма у дворян.
В общем, ничего в худобе не видели хорошего, кроме плохого.
Представления о красоте круто поменялись.
А вот старые слова остались.
И живут своей собственной жизнью. Как всегда.
Почему двигатель 9 л.с. считается универсальным решением для уборки снега
«Начинали с двух коробок пластилина»: как появился Иж-2715 и почему его не
Нагиев — всё. Высокие покровители на этот раз не помогут
Возвращение в Эдем
Бар на грудь в Порто
Ура! Зима настала! На лыжи, молодёжь, на лыжи!
Вода, солнце и война
Этикет 2026: 10 новых трендов в этикете, о которых молчат книги
1950-1970-е. Нигер на снимках Мишеля Уэта

