Хруст французского пирога.


Amnesty International в 1974-1975 гг. оценивала количество политзаключённых в Иране до 100 000 человек. Коррупция, столь популярная в Иране при муллах, при шахе процветала точно так же. Туристы отмечали, что шахская полиция обирает уличных торговцев и таксистов, требуя «бакшиш». Чиновники от полицейских ничуть не отставали. В 1971 году шах с большой помпой отпраздновал 2 500-летие иранской монархии. Его величество потратил на сервизы лиможского фарфора, белужью икру и 50 000 певчих птиц, купленных в Европе (они не выдержали погоды и сдохли) больше $100 миллионов. В это время в нескольких провинциях случился неурожай, и тысячи людей погибли от голода. Шах не обратил на это внимания. Он сказал, что зато приехали инвесторы, были очень впечатлены, и вложат в страну много денег.
Шах боролся с ценами, требуя от базарных торговцев их снижать. Активисты его партии развязали войну с базарами, арестовывая и избивая торговцев, в ходе чего товары подорожали ещё больше. Нынешний лидер (рахбар) Хаменеи болен, ему 87-й год и он часто засыпает на заседаниях. Шах дожил до 60 лет, но уже полностью разваливался. В 1974 году французские врачи поставили шаху диагноз - у него рак и он проживёт 6 лет. Не ошиблись. Шах засекретил данные, обманывал всю страну и даже американскую разведку, утверждая, что здоров – газеты ретушировали все фото с ним, так он плохо выглядел. Он цеплялся за власть до конца, хотя умирал. Шахиня сказала, что возьмёт всё в свои руки, Реза Пехлеви ей отказал – ты баба, ты не справишься. При нём стало больше образованных людей, но для них не было работы, и они потом примкнули к исламистам.
Шах больше всего боялся коммунистов. Когда начались демонстрации исламских фанатиков, он думал, что их организовали коммунисты, и вообще помог СССР. Он попросту не верил, что исламисты возникли конкретно потому, что он и американцы задавили коммунистов, и создали авторитарный режим. Шах занимался самолюбованием, очень ценил себя, и считал, что им могут быть недовольны только враги и заграничные спецслужбы, а так народ его обожает. Состояние шаха достигло 1 миллиарда долларов (это щас Илон Маск есть, а тогда это были бешеные деньги), и он купался в роскоши, объясняя: правитель должен так делать, иначе его перестанут уважать. Как и нынешний иранский режим, государь рассчитывал только на нефть. В результате, когда цены сильно упали, а доходы в бюджете иссякли, а цены выросли, народ вышел протестовать.
|
</> |