Хроники
blogrev — 30.10.2025

На телеканале «Россия 1» состоялась премьера 16-серийного киноромана Андрея Кончаловского «Хроники русской революции».
Андрей Кончаловский — не просто режиссер, а редкий в России режиссер, выстраивающий собственную историософию. Например, перед премьерой фильма «Дорогие товарищи» (2020) о Новочеркасском расстреле он наговорил в интервью уйму оригинальных и в общем справедливых вещей, выбесив и «правых», и «левых».
Так что от «Хроник» можно было ожидать нового, прозрачного взгляда на события 1905–1924 годов: от октябрьского манифеста Николая II о гражданских свободах до смерти Ленина. Не дождетесь. Собственно говоря, сама революция 1905–1907 годов остается за кадром любовных и криминальных интриг, хотя Россия содрогалась тогда от бомб и браунингов эсеров, от всеобщих стачек и кровавых военных бунтов. Россия — за кадром. Как печально говорит Николай II (Никита Ефремов), цитируя, сам о том не догадываясь, Юрия Андропова: «Я не знаю свой народ».
Даже энглизированный красавчик Георгий Гапон (Илья Крутояров) выскакивает на экран как чертик из коробки: дескать, был такой вот популярный среди рабочих священник. И ни слова, ни слова о «Кровавом воскресенье» и роли, которую «поп Гапон» сыграл в этой эпохальной трагедии.
Зато конспирологические версии событий русской истории, кажется, до Андрея Кончаловского никто так густо не прессовал воедино.
Тут вам и пресловутое «немецкое золото», которое мутный банкир-революционер Александр Парвус (Алексей Колубков) таки умудрился всучить долго отбивавшемуся от грязных денег Ленину (Евгений Ткачук). Тут вам и интриги английской разведки, которая вкупе с Ротшильдами уже триста лет пытается уничтожить Русь-матушку и с этой целью убивает Григория Распутина (Максим Колесниченко).
Распутин вообще, наряду с императором и Петром Столыпиным (Александр Фисенко), один из немногих честных людей в прогнившей империи. Не считая полковника охранного отделения, а затем — военной контрразведки, Михаила Прохорова (Юра Борисов), которому все вышеназванные добрые люди исповедуются. А он, как ни пытается, не может их уберечь.
Тут вам и «заговор генштабистов», генералов, намеревавшихся в конце 1916-го арестовать императора. Узнав об этом, Прохоров восклицает, и это лучшая реплика фильма: «Но это же нарушение Конституции!»
Вообще речевым характеристикам героев можно многое предъявить. Тут и бюрократические анахронизмы: «экстремизм», «регионы». И анахроничные жаргонизмы: «кликуха», «в натуре», «на просушку пойду», «у тебя проблемы», «выбить деньги», неоднократное «просрали».
А если докопаться до мышей, то и исторических мал мала меньше погрешностей не оберешься. Ну, не было в 1905 году газеты «Правда», а в 1906-м — кинотеатра «Аврора» на Невском.
Но если отрешиться от сугубой исторической достоверности, что будет в чистом остатке?
Трагикомическая суета вокруг денег.
Гешефтмахер Манасевич-Мануйлов (Дмитрий Костяев) спер деньги, которые премьер Витте выдал Гапону, а у Манасевича их затем спер боевик невнятной партийности Лютер (демонический Александр Мизев), имеющий прелестную привычку убивать своих антагонистов ударом карандаша в ухо.
Другой гешефтмахер Парвус спер деньги у Максима Горького (Евгений Смирнов-Иваницкий), которые тот, типичный гопник, с помощью записных гангстеров Ленина, Леонида Красина и Карла Радека попытался у него вернуть. Если бы не нагрянули жандармы, старательно окающий Алексей Максимыч таки отрезал бы Парвусу пальцы.
И это не говоря об эпическом воровстве в военном ведомстве, которое патронирует сама Матильда Кшесинская (Ольга Лерман), пугающая Прохорова своей обнаженной грудью.
Роковая Ариадна (Юлия Высоцкая), которая, с грехом пополам, связывает сюжетные линии, путешествует, как переходящее знамя труда, из объятий Лютера к годящемуся ей в сыновья музыканту Алеше (Никита Каратаев). От резидента английской разведки к Прохорову. Ну, а в перерывах между буйным сексом перевозит в корсете партию взрывателей и подает Лютеру веревку, которой тот удавит Гапона.
Князь Феликс Юсупов (Севастьян Смышников) в женском платье и парике, вылитый штурмовик-трансвестит из «Гибели богов» Лукино Висконти (т.н. "движение ЛГБТ" признано в РФ экстремистским и запрещено), танцует в кабаке танго, заодно в сто первый раз предостерегая Прохорова от англичан.
Жирный Парвус разговаривает с Троцким, коллегой по руководству Петербургского Совета рабочих депутатов, так: «Лева, я вас умоляю, ви делаете мине смешно». А Ленина осаживает: «Я вас умоляю, ну, кто ви такой?»
Почему бы и нет?
Ленин, кстати, оказывается «самым человечным человеком» среди всей этой исторической фауны.
Лучшее, что есть в первой половине сериала, это его парижские эпизоды, невозможный и трогательный любовный треугольник с Наденькой Крупской и Инессой Арманд.
И далеко не сразу до зрителя доходит, что Андрей Сергеевич снял никакую не историософскую эпопею, а азартный комикс, первоначально, кажется, называвшийся «Герои и выродки». А мог бы называться «Бесславные ублюдки по-русски». И судить фильм надо именно по законам этого жанра: истории же от пренебрежения деталями не убудет.
Когда Элем Климов снял о распутинщине дикую, гениальную, сюрреалистическую «Агонию» (1975), у него тоже получился комикс. А уж «Матильда» (2017) Алексея Учителя свою комиксовую природу и вовсе не скрывала.
Видать, было в «России, которую мы потеряли» что-то такое, что никак не дает мастерам кино снять ее гибель как трагедию, а не как бурлеск.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал «гадостью» сериал Андрея Кончаловского «Хроники русской революции» о событиях 1905-1924 годов, который идет на канале «Россия-1» с 27 октября. На заседании Госдумы депутат потребовал «остановить этот произвол», передает корреспондент RTVI.
«Никогда не думал, что один из способных режиссеров под старость такую гадость подготовит для всех вас. <�…> Большей русофобии, чем попытка поставить пасквиль на страну, преемницей которой мы являемся, трудно себе придумать в условиях войны. В условиях войны за это бы отдали под трибунал и правильно бы сделали», — заявил лидер коммунистов.
Он рассказал, что посмотрел первые две серии и, как человек, хорошо знающий историю, не увидел там ничего, что действительно относилось бы к «хронике революции».
«Там нет ни Кровавого воскресенья, ни вооруженного восстания, ни броненосца “Потемкин” там нет. Ленин приехал испуганный. Ленин — самый храбрый и известный в мире русский человек. Вам придется его изучать», — указал Зюганов.
«Пасквильные фильмы» о Ленине снимать нельзя, продолжил он. Политик отметил, что даже во времена холодной войны «цэрэушники-американцы» не выпустили ни одной такой ленты, поскольку понимали, что «этого делать нельзя».
«Почему его [Ленина] норвежские студенты представили к Нобелевской премии? Потому что он первый в мире, когда весь мир утопал в крови, предложил мир без аннексий и контрибуций. Почему, когда остановилась вся промышленность, дал возможность всем бесплатно учиться, лечиться?» — перечислил глава КПРФ.
В ходе своего выступления он дал понять, что имеет право на такую критику, так как «читал всех великих о Ленине, начиная от Эйнштейна», изучал труды политиков и сам является автором около 150 работ, вышедших «на всех мировых языках».
Зюганов подчеркнул, что подобные «пасквили» недопустимы еще и с учетом того, что идет воспитание нового поколения.
«Почему сегодня, когда сплоченность нужна, когда надо учиться у ленинского комсомола, продолжать пионерские традиции, продолжать то, что делали русские государи и великие полководцы, почему это возможно? Остановите этот произвол. Нам нужна сплоченность и победа выполнять постановления и послание президента», — призвал лидер коммунистов.
Как сообщал RTVI Lifestyle, съемки нового сериала Кончаловского заняли год, при этом режиссер стал и соавтором сценария. «Хроники русской революции» насчитывают 16 серий. Премьера киноромана состоялась 9 октября в московском кинотеатре «КАРО 11 Октябрь».
«Это самая объемная работа в моей жизни, практически эпопея. В ней мало чистой фантазии: даже вымышленные герои навеяны реальными персонажами, а истории — документальными фактами», — процитировал режиссера «Бюллетень кинопрокатчика».
|
|
</> |
Жалюзийные двери или сплошные полотна: что выбрать для вашего интерьера
Гретку поимели в Израиле, но слабо.
Контрольная точка: Полночь
Дитячий БК рванул...
Польша и Речь Посполитая во второй половине ХVI века (Часть Первая)
Цена революции и Гражданской войны.
Чомга
Городское всякое. Будапешт, Пешт
Шильдик от Fw-189?

