![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomyuritikhonravov11192738265440265440_600.jpg)
Христос, суббота и намаз
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Монотеизм как учение обосновывает, почему своим богом надо выбрать именно трансцендентного и всесовершенного Творца мира, а не кого-либо другого, почему именно и только Ему можно и нужно всецело довериться. Это обснование идёт по двум направлениям: во-первых, через указание на величие Творца, Его всепревосходящие мощь, мудрость и так далее; во-вторых, через указание на Его благость, на отсутствие в Нём того эгоизма, который свойственен всем участникам разворачивающейся в этом мире борьбы за различные блага. Если вы доверитесь Творцу, Он не только сможет выполнить любые свои обещания, но и захочет это сделать.
Трансцендентность является одним из аргументов в этом отношении, и именно на него делает свою ставку ислам. Творец не похож ни на какое из творений, Он не нуждается ни в чём, в чём нуждаются творения. Можно, однако, пойти ещё дальше — и показать, что Творец не только лишён эгоизма, но к тому же преисполнен самоотречения во имя Своих творений. Он способен пойти ради них на самую большую жертву, какую себе только можно вообразить. Тут может возникнуть вопрос: какая жертва больше — жертва самим собой или жертва самым дорогим тебе существом. В христианстве оба этих варианта совмещены благодаря учению о Боговоплощении и учению о Троице. Христос, таким образом, выступает и как предельный аргумент в пользу монотеизма: Бог пожертвовал собой и как Отец пожертвовал Своим Сыном — ради людей, поэтому люди могут и должны Ему довериться и только Его посчитать своим богом. Никакие другие силы такого самоможертвования не показали.
![Христос, суббота и намаз Христос, суббота и намаз](https://ic.pics.livejournal.com/yuritikhonravov/11192738/265440/265440_600.jpg)
Johannes Raphael Wehle, Und sie folgten ihm nach, 1916
Таким образом был задан и образец человеческого поведения. Бог Сам сделал то, что требует от людей, причём в предельной форме. Практика всецелого предания себя Богу — это своего рода ответ на то, как Бог предал себя людям. Что значит предать себя Богу? Это значит больше ни на кого не полагаться и никого не бояться. Конечно, в данном случае имеются в виду предельные надежды и предельные страхи, а не сиюминутные. Но закономерно стремление и в каждом отдельном мгновении сделать предметом любых своих устремлений — как положительных, так и отрицательных — одного только Бога. Идеальный монтеист даже бытовые вопросы решает, не потому, что того требует быт, а только потому, что того требует Бог, либо потому, что того требует поклонение Богу.
Некоторые суфии пытались так жить — никогда не думать ни о чём, кроме Бога, и не делать ничего, помимо поклонения Ему каждое мгновение. Аль-Газали, однако, после нескольких лет подобных экспериментов пришёл к выводу, что это невозможно, а сама такая установка неблагочестива: вы таким образом пренебрегаете своим долгом перед близкими, а он входит в число важнейших заповедей. В епископальном христианстве данное затруднение решено посредством "разделения труда" и выделения монашества, которое как бы выполняет эту работу за мирян [впрочем, ислам и протестантизм критикуют институт монашества именно на указанном выше основании]. В иудаизме это затруднение решено посредством выделения специального времени — субботы.
Суббота — это как раз время, когда вы не озабочены ничем и никем, кроме самого Бога. Суфии пытались сделать свою жизнь этакой вечной субботой и не преуспели [не исключено, что тем же занимались и назореи]. Чтобы осуществить этот идеал, нужно быть монахом, о котором так или иначе заботятся миряне [фактически аналог шабесгоев в христианстве]. Исключение составляют только пустынники в совершенно недоступных скитах: им приходстя заниматься бытовыми вопросами, но быт там сведён к абсолютному минимуму, отсюда крайняя аскеза.
Понятно, что той же задаче подчинены и посты во всех монотеистических традициях. Это своего рода продлённая суббота, сочетаемая с некоторой аскезой.
Ислам разбил субботу на пятикратный намаз. Если в иудаизме вы занимаетесь повседневными заботами всю неделю, кроме одного дня, который полностью посвящён одному только Богу, то в исламе вы с необходимостью выходите из повседневности пять раз в день каждый день, таким образом подчиняя монтеистическому благочестию сам ритм своей жизни. Конечно, регулярные молитвы также есть в иудаизме и христианстве [и даже до семи раз в день, как рекомендовал Ипполит Римский], но они не строго обязательны, во всяком случае для мирян, и не вклиниваются явным образом в повседневность, когда ты должен именно что прервать свою деятельность и отвлечься от неё. Важна также и детальная регламентация молитвы, в том числе на телесном уровне [последовательность движений и пр.], которая способствует полному переключению внимания.
Любопытно, что есть христианские направления, которые практикуют субботу так же строго, как в иудаизме [адвентисты седьмого дня, баптисты седьмого дня, некоторые пятидесятники и др.], но нет христианских направлений, которые так же строго практиковали бы регулярную молитву [опять-таки, мы не говорим о монахах, весь день которых посвящён поклонению].
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomyuritikhonravov11192738265440265440_600.jpg)