Храмозданные доски и надписи. Храмозданная доска Рождественской церкви в Поярково.

топ 100 блогов vladimirdar07.04.2017 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково
Всего 14 фото

Совсем недавно с друзьями я обследовал церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково, что недалеко от ст. Сходня. Одним из самых ярких впечатлений что касается ее архитектурных деталей – была храмосданная доска. Она заинтресовала не только своим удивительным внешним видом. Выяснилось, что такого рода памятники крайне редки и фактически нигде не сохранились. В частности, оказалось, что эта храмосданная доска чуть ли не единственная уцелевшая среди существующих подмосковных храмов. Мало того – эта белокаменная доска находится просто в отличном состоянии, что является, не побоюсь сказать, чудом.

Храмосданная доска (храмосданная надпись) – это памятная надпись, повествующая о времени создания церкви и ее заказчиках, о художниках, написавших храмовые фрески. Найти сведения о храмосданных досках и надписях, да и вообще узнать определение, что это такое - оказалось не такой простой задачей. В вездесущей Википедии даже нет таких статей как «храмосданная доска» или «храмосданная надпись», что меня чрезвычайно удивило. Это как раз и подтолкнуло написать данный пост, поскольку интерес к теме родился как будто сам собой. Это был знак, а к знакам можно и нужно прислушиваться, поэтому и появился этот материал. Здесь мы узнаем, что такое храмосданная доска (надпись), для чего они использовались при возведении храмов, кое-что выясним для себя относительно определения датировок строительства храмов и разберем подробно надпись уникальной храмосданной белокаменной доски Рождественской церкви в Поярково, поскольку в моем предыдущем рассказе об этом храме просто банально не хватило места для этого любопытного материала.

Издавна было принято на Руси оставлять на стене храма запись о том, когда и кем был он построен. На примере Собора Василия Блаженного на Красной площади мы узнаем, что такое храмосданная надпись...
02.
Собор Василия Блаженного

Оказалось, что до середины XX века было принято думать, что собор был построен в 1560 году. Это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
03.
Центральная церковь Покрова Богородицы

Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви Покрова Богородицы собора нашли храмозданную   надпись.
04.
Храмосданная надпись собора Василия Блаженного

Спустя четыре года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю. Так храмосданная надпись позволила уточнить датировку.
05.
Храмосданная надпись собора Василия Блаженного

Точное знание дат возведения храмов очень важно. Но, казалось, что как раз с датировками строительства старых русских храмов существует большая проблема поскольку точных сведений часто не существует, а объявленные даты часто не соответствуют реальным. По всей видимости фактологической основой исследования сакрального пространства средневекового города должна стать, в первую очередь, история престолов его храмов, раскрывающая причины и время их возникновения, восстанавливаемая при опоре на скрупулезно анализируемые материалы архитектурно-археологического и документального характера. Это нужно в частности потому, что часто на месте существующих каменных храмов находились деревянные церкви, но с белокаменными престолами.

Историография московских престолов достаточно обширна. Попытки систематизации сведений о времени основания московских церквей относятся уже к началу XIX в., когда в клировых ведомостях появилась графа, в которой их составители должны были указывать время основания храма. При митрополите Филарете (Дроздове) включение в клировые ведомости исторических сведений о храме стало обязательным. Уже в конце XVIII в. выходят справочники по московским храмам с перечислением основных и придельных престолов. Сведения из клировых ведомостей и первых путеводителей по Москве стали восприниматься как документально подтвержденные авторами церковно-археологических трудов уже в середине-второй половине XIX в. Затем они проникли в литературу XX в., причем отношение к ним как к абсолютно надежным бытует и по сей день.
06.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

Обоснованность приводимых и чрезвычайно обильных сообщений о посвящении престолов практически никогда не проверялась. Историография отдельных московских храмов показывает, что в большинстве случаев именно сообщения клировых ведомостей и путеводителей XVIII в. легли в основу устойчивых представлений о времени основания московских престолов. В свою очередь, клировые ведомости, откуда в XIX-XX вв. заимствовали сведения о датах возведения московских церквей, повторяли сообщения более ранних, а приходские священники, составлявшие самые ранние клировые ведомости с указанием даты постройки, часто использовали уже опубликованные сообщения о своих церквах. Таким образом, прослеживая цепочку опубликованных дат часто наблюдается, как она замыкается сама на себя, не находя подтверждения в независимых источниках.

В ряде случаев источники сведений, которыми пользовались авторы первых клировых ведомостей и путеводителей конца XVIII в. просто невозможно реконструировать. Иногда, например, составители пользовались надписями на богослужебных предметах, в которых часто приводилась дата вклада в церковь, не имеющая отношения к ее строительству. Подчас источником служила вообще любая надпись, содержавшая конкретную дату, - например, на колоколе.
07.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

Конечно, для определения дат использовались и храмосданные надписи, которые, тем не менее, могли создаваться не при строительстве, а после обновления церковного здания. Как храмозданная  могла восприниматься белокаменная доска с эпитафией. Выяснилось, что храмозданные надписи нередко сочиняли поновители храмов в середине XIX в. для того, чтобы “удревнить” памятник, связать его с известными историческими событиями. Таким образом каждый факт наличия сохранившейся реальной храмосданной доски, тем более с четкой надписью о дате строительства, заказчиках строительства, исторических сведениях того времени являются уникальными.
08.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

Как раз такой уникальной является и прекрасно сохранившаяся резная белокаменная храмозданная доска с текстом Рождественской церкви в Поярково. На ней стоит остановиться более подробно. Одна только эта доска представляет собой неповторимый памятник, принадлежащий одновременно и русской истории, и русскому декоративно-прикладному искусству. Доска с надписью на церкви в селе Поярково представляет исключительный интерес.

Во-первых, потому, что с ХVII века сохранилось чрезвычайно мало подобных надписей. Тем более что надпись на доске церкви в Поярково дошла до нашего времени в хорошей сохранности - на ней лишь несколько выбоин. Но эти утраты не затемняют смысл текста и могут быть восстановлены по смыслу. Во-вторых, храмосданнная доска в целом представляет собой выдающееся произведение прикладного искусства работы неизвестного русского мастера середины ХVII века.
09.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

Доска, как и вся церковь, выполнена в стиле раннего русского барокко. Этот стиль зародился в Италии в ХVI веке, постепенно через немецкие и польские образцы проник в Россию и, именно в середине ХVII века вошел в моду при дворе царя Алексея Михайловича. Доска обильно украшена растительным орнаментом, а надпись, заключенная в венок из листьев, является как бы естественным элементом декора. Она выполнена славянской вязью - особым декоративным письмом, появившимся на Руси в конце ХIV века, но особенно популярного, именно в ХVII веке. В  то время искусство вязи достигло своего расцвета, вязью украшали заставки рукописных книг, металлическую утварь и даже архитектурные сооружения, вид надписи зависел от материала, от выделенного для надписи места и, в конечном счете, от вкуса, таланта, умения мастера.
10.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

Надпись на доске поражает своей замысловатостью, широким использованием лигатур (сдвоенных и строенных знаков), малых букв, как бы прячущихся между линиями крупных, а так же выносных букв и выносных слов, надстрочных титл, ударений. По изяществу и четкости исполнения она может быть отнесена к самым искусным образцам русской эпиграфики.
11.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

И все же основная ценность надписи -  ее содержание. В надписи сообщается, когда была заложена церковь, когда закончено строительство и кто являлся ее заказчиком, упомянуты известные в истории Руси лица. Русский язык середины ХVII века вполне понятен и нам, людям XXI века, но чтобы разобраться в хитросплетениях славянской вязи, нужен определенный навык. Даты в надписи указаны в соответствии с правилами, по которым до конца ХVII века цифровые обозначения в русском письме отсутствовали, а числа передавались буквами с поставленными над ними специальными знаками - титлами. Здесь использована широко распространенная в то время форма летоисчисления от сотворения мира. До 1700 года цифры в России передавались буквами славянского алфавита: ҂З - 7000, Р - 100, О - 70, В - 3, А - 1, Г - 3, И - 10.
12.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

Ниже приводится перевод текста храмосданной доски.
Примечание. В круглых скобках восполнены принятые тогда сокращения слов, а в квадратных дана расшифровка дат по двум летоисчислениям и указаны дни месяца.

Перевод текста храмосданной доски

Номер строки / Текст надписи с уточнениями

1 Лета ЗРОВ [7172 г. /1664 г.] го(да) маия в А [в первый] д(е)нь начата
2 здати сия ц(е)рковь Пр(е)чистыия Б(огороди)цы и При©нодевы Марии ч(е)ст(но)го
3 и славнаго Еия Рож(д)ества в лето бл(а)гочестивыя де(р)жавы
4 Пресветлаго Г(осу)д(а)ря Ц(а)ря и Велико(го) Кн(я)зя Алексея Михайловича всея
5 Великия и Малыя и Белыия Росии Самодержца и при ево бл(а)гочестивой Г(осу)д(а)р(ы)ни
6 Ц(а)рицы и Великой Кн(я)гини Марьи Ильи(ни)чны и при их г(осу)д(а)рьских наследниках и при благочести-
7 вом Г(о)с(у)даре Ц(а)р(е)виче и Великом Кн(я)зе Алексее Алексеевиче и при бл(а)гочестивом Г(о)с(у)даре Царевиче и Вели-
8 ком Кн(я)зе Феодоре Алексеевиче по бл(а)гословению прео©вещеннаго ми(т)роп(оли)та Питирима ново-
9 городскога а повершена и освещена во РОГ [7173 г. /1664 г.] во с(е)нтябре во ГИ [в тринадцатый] д(е)нь а строити по обещанию моему
10 ц(е)рков(ь) сию полковник и голова московских стрильцо(в) Артамон Сергиев
11 с(ы)нъ Матвеев

Для перевода летоисчисления от сотворения мира, в привычную для нас современную форму летоисчисления от Рождества Христова, необходимо учесть поправку. Существует правило, в датах с января по август вычитается поправка 5508, а с сентября по декабрь - 5509. В данном случае из первой даты 7172 вычитается - 5508, а из второй 7173 - 5509. То есть, церковь была построена за один строительный сезон 1664 года, возводили и украшали ее в общей сложности около 5 месяцев.
13.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

Строительство церкви начали 344 года назад 14 мая 1664 года по новому стилю и завершили к 26 сентября 1664 года. В 2009 году приход храма отметил 345 годовщину со дня его основания и освящения. В надписи, которой более 300 лет упоминаются исторические лица того времени: царь Алексей Михайлович Романов, его первая жена царица Мария Ильинична Милославская, их дети - рано умерший царевич Алексей и царевич Федор, впоследствии русский царь, предшественник на троне Ивана и Петра и Алексеевичей. Благословение на строительство храма дал митрополит Новгородский Питирим, который с 1663 года в течение почти 9 лет, не именуясь, был патриаршим местоблюстителем, а в 1672 году был возведен в патриархи.
14.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково

Храмосданная доска напоминает об одном из важнейших периодов русской истории, каким было царствование Алексея Михайловича. Это была бурная и противоречивая эпоха, совместившая в себе воссоединение Украины с Россией и церковный раскол внутри русского общества, династическую стабильность и разрушительные бунты, завершившиеся восстанием Степана Разина. Эта эпоха породила незаурядных политических деятелей, подготовивших почву для преобразований Петровского времени, создавших, по словам историка В.О. Ключевского, полную программу действий, которую Петру досталось выполнить.

К этим замечательным людям середины ХVII века принадлежал и тот, чье имя в надписи упоминается последним: «...полковник и голова Московских стрельцов Артамон Сергиев, сын Матвеев». И по существу эта храмосданная доска является мемориальной доской Артамону Сергеевичу Матвееву, который не только оставил на земле Подмосковья прекрасный архитектурный памятник, но и вписал много важных страниц в историю русского государства.

Источники:

Официальный сайт храма Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково.
А.Л. Баталов,  Л.А. Беляев. Некоторые проблемы топографии средневекового русского города.
Перевод надписи храмосданной доски - Светланы Измаиловны Барановой - кандидата искусствоведения, специалиста по строительной керамике, заведующей сектором Московского объединенного музея-заповедника (бывшее «Коломенское»).



© Vladimir d’Ar, 2017

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пёсбук мне тут "рекомендует" уже который день. Только я вижу боковым зрением (а в пёсбуке эта пикча ненавязчиво так сбоку экрана торчит постоянно) целюлитные ляжки и какую-то хуетень, которая втыкается в заплывшую жиром пизду? Паходу у меня какие-то фобии развиваются, ...
Добрый день! Расскажите, что делают ваши дети возраста 7-10 лет летом, если оба родители работают? У меня двое 7 и 9 лет, муж на работе, я работаю из дома, но тоже целый день. Дети дома ходят кругами и ноют, что скучно и не знают что делать. Младшая еше как-то может себя дома занять - ...
Кто стоит за гибелью Старой Европы, или, «Дранг нах Остен» начался 4600 лет назад Образно говоря, «бросок кобры» на континентальную Европу представителей культуры колоколовидных кубков так называемых эрбинов (R1b) со стороны Пиреней, вероятно, и вызвал так называемую историками ...
Должен начать с того, что, несмотря на то, что при всем уважении,с блоггером и писателем Ивакиным я по многим вопросам во мнениях расхожусь диаметрально, и вообще бьюсь в догадках, куда же смотрит доблестное СБУ, не могу не согласиться с этим героем одесского фронта в одном его опред ...
Девушки, на фото справа - Влада Рослякова. У меня под глазами такая же хрень, как у неё. То есть, вместо мешков - впадины, а точнее, границы впадины видны всегда, даже если высыпаешься.  Это не природное, пришло с возрастом, раньше были только ...