Храмы Экс-ан-Прованса
lareina — 03.03.2015 Величественные соборы Экса являют нам гармонию готики, романского стиля и наследия древних римлян.Строгие романские пропорции и один из нефов кафедрального собора Святого Спасителя - Cathédrale Saint-Sauveur, расположенного в самом сердце Экса, - с первого взгляда поражают гармоничным соединением с элементами готики.
Церковь, построенная в 12 веке, неоднократно перестраивалась вплоть до 19 века - и потому приобрела черты и романского, и готического, и неоготического стилей. Неслучайно этот внушительных размеров храм - высота нефа 20 метров, длина 70 метров, ширина 46 метров - удостоился статуса малой базилики.
Братья Булли в 1505 году создали входные двери, достойные храма, - на створках изображены пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль и царь Давид. Каждая фигура находится под балдахином. По-видимому, скульптуры были раскрашены, но роспись не сохранилась. Как и основные скульптуры: только 7 верхних оригинальные, остальные - сделаны в 19 веке.
По легенде собор построен на месте языческого храма, посвящённого Аполлону. Остатки римской стены - одно из доказательств.
Как и колонны баптистерия, взятые из развалин древнеримского храма. Баптистерий, построенный в начале VI века, считается одним из самых древних во Франции и является частью древней христианской церкви.
Центром восьмиугольного баптистерия является крестильная чаша, которую датируют меровингской эпохой. Она окружена восемью колоннами, которые, видимо, когда-то завешивали тканями.
Баптистерий перекрыт изящным куполом 16 века.
На стенах видим остатки древней росписи храма. Именно баптистерий образует основную часть романского нефа собора, структуру которого образуют неф романский, готический и неф барокко.
Достопримечательностью собора считают триптих *Неопалимая Купина* 15 века (Николя Фромана). Но стены щедро украшены не менее достойными картинами Жана Даре-отца и Жана-Даре-сына и гобеленами.
Центральный неф собора выполнен в готическом стиле, о чем свидетельствуют стрельчатые своды и окна, стремящиеся к небу.
Его основными деталями являются кафедра из красного дерева
и величественный орган.
Левый неф храма, так называемый неф барокко, образуют несколько капелл -
в том числе капелла Notre-Dame-d*Esperance, доступ к которой закрыт.
Не менее величественно здание церкви Eglise Saint-Jean-de-Malte - Святого Иоанна Мальтийского, первой готической церкви Прованса, колокольня которой по праву считается самой высокой в Эксе (67 метров).
Построенный на месте часовни госпитальеров в 13 веке по строгим канонам готической архитектуры, собор имеет древнюю историю: по-видимому, он возведен на месте более древнего храма - святилища древнегреческой богини Минервы, алтарь которой был обнаружен во время переустройства Eglise Saint-Jean-de-Malte в 16 веке.
Фасад с многочисленными резными деталями, которые подчеркивают вертикаль, стремящуюся ввысь, и витражами выполнен в готическом стиле.
Необычным элементом фасада здания и колокольни является мальтийский крест, связанный с тем, что церковь относится к монастырю ордена госпитальеров (иоанниты — члены ордена св. Иоанна, более известные нам как мальтийские рыцари), который находится за пределами Экса.
Вимпер и тимпан здания оформлены на редкость скромно.
Под этими стрельчатыми сводами с 13 века покоятся графы Прованса. К сожалению, после Великой Французской революции храм был почти полностью разграблен и превращен в военный склад. С 19 века после реконструкции функционирует как приходская церковь.
Не менее интересна судьба неприметной Церкви святого духа (Eglise du Saint-Esprit), которая затерялась на центральных улицах Экса. Построенная в 17 веке на месте больницы святого духа и названная в честь мецената, давшего деньги на ее строительство, - Церковь святого Иеронима.
В этой внешне непримечательной церкви состоялось вопреки желаниям семьи венчание графа Оноре Габриэль де Мирабо - одного из самых знаменитых ораторов и политиков Франции, в честь которого назван центральный проспект Экс-ан-Прованса *Кур Мирабо* - и мадемуазель де Мариньян.
Внутреннее убранство храма удивляет своей скромностью.
Латинский крест в этом интерьере становится ярким пятном на фоне стен, которые никогда не реставрировали.
Неизменный атрибут храма - мощный орган из темного дерева - контрастирует с облупившимися сводами.
Храмы Экса рассказывают нам непростую историю города. Здесь удивительным образом переплелись эпохи, отделенные друг от друга тысячью лет, стили, человеческие судьбы.
Подписаться на обновления
|
</> |