­
­

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

топ 100 блогов bogachkova195716.05.2023

Очень захотелось посмотреть, как обустроили территорию у нового метро Сокольники. И вот мы поехали по БКЛ до парка.

Сокольники. Сквер Московского метро. Фото май 2023.
Сокольники. Сквер Московского метро. Фото май 2023.

После многих лет стройки, в настоящее время здесь тишь и благодать. Сквер между двумя станциями метро (старой и новой) назвали сквером Московского метро. Мне понравилось его покрытие из красного кирпича – смотрится очень стильно.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Но самым главным и самым красивым символом этого пространства, конечно, является Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Мы сразу забыли про все и пошли смотреть это архитектурное чудо. Среди окрестных многоэтажных зданий храм видится важным архитектурным акцентом. Особенно же эффектно он воспринимается именно со стороны сквера, ведущего к парку «Сокольники».

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Арх. П. Толстых. 1908-1913. Фото 2023.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Арх. П. Толстых. 1908-1913. Фото 2023.

Говорят, если хочешь приобщиться к прошлому – отправляйтесь в музей, если хочешь глотка духовности – в храм. А если и того, и другого – то можно остановить свой выбор на храме Воскресения Христова в Сокольниках. Вот мы и сделали свой выбор: вместо парка пошли в храм, где интереснейшая архитектура эпохи модерна тесно переплетена с историей.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках был построен в 1908-1913 годах по проекту архитектора Павла Толстых (1878-1939). Инициатором строительства был московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал его первым настоятелем. 28 сентября 1908 года состоялась закладка храма митрополитом Владимиром, убитым потом в Киеве в 1917 году. А через пять лет величественный храм был закончен и 22 декабря 1913 года освящен митрополитом Московским и Коломенским Макарием.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Фото 1914.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Фото 1914.

В этом храме много необычного, его архитектура существенно отличается от канонических церквей. Новшества в проект церкви были внесены архитектором Павлом Толстых, который делал лично все чертежи. Именно он предложил реализовать экстерьер храма в нерусском стиле с элементами модерна (этот стиль еще называют – русский модерн). В Москве очень немного зданий духовного предназначения, выстроенных в стиле модерн, тем и ценен этот храм.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Фото 1999.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Фото 1999.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Вид с востока. Фото 2023.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Вид с востока. Фото 2023.

В основе композиции поднятого на подклете здания лежит конструктивная схема четырехстолпного крестово-купольного храма. Его центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагоналям которого поставлены восемь малых глав. Девятиглавое завершение подчеркивает выразительную динамику нарастающих снизу вверх объемов, придающих силуэту монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Девять куполов церкви символизируют собой внутреннее устройство Небесной Церкви, в которой существует своя иерархия: согласно священным текстам, в раю существует всего девять чинов от архангелов до праведников.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Хотя храм имеет девять глав, но лишь один, центральный купол позолочен, а остальные остаются черными. Существует предание, что во время строительства храма скончалась дочь священника Иоанна Кедрова. В память о ней он попросил оставить восемь глав без позолоты. Так это было или не так, нам неведомо. Возможно, причина была более банальная - на строительство постоянно не хватало денег, и от золочения могли отказаться в целях простой экономии. Красочным штрихом служит опоясывающий декор из яркой синей поливной абрамцевской плитки вокруг каждого барабана.

Высота главного купола составляет 34 метра, что эквивалентно высоте 12-этажного дома, такой дом и маячит позади, но даже это страшненькое здание не может отвлечь от величия самого храма. Купола боковых приделов обладают высотой в 22 метра. Такая высота куполов, прежде всего, создает захватывающую перспективу, которую могут наблюдать посетители храма. Общая площадь храма - 960 кв. метров. Атмосферным элементом общего образа выступает и красивая старинная ограда, возведенная одновременно с храмом.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Храм Воскресения Христова в Сокольниках наделен исключительной особенностью. Русские церкви всегда канонически возводились с алтарем, ориентированным на восток. А алтарная апсида храма Воскресения Христова направлена на юг, в сторону Иерусалима, где прошел жизненный путь Христа, и где находится главная святыня христианского мира - Гроб Господень. Такое новое концептуальное решение якобы предложил отец Иоанн Кедров.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Восточный портал.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Восточный портал.
Звонница Храма Воскресения Христова в Сокольниках.
Звонница Храма Воскресения Христова в Сокольниках.

Входы в храм с севера, востока и запада устроены в виде крыльца с щипцовыми завершениями (в восточном устроена звонница). Такие щипцовые завершения роднят конструкцию с северным модерном. Созданию ориентированного на лучшие примеры древнерусского зодчества образа храма способствуют килевидные кокошники в основании глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Храм составлен как бы из разных объемов, плавно перетекающих друг в друга. Дымовая труба интересно декорирована и является самостоятельным элементом сооружения.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Северный портал.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Северный портал.
Северное крыльцо украшает живописное панно «Аз есть свет…».
Северное крыльцо украшает живописное панно «Аз есть свет…».

Необычно и нетрадиционно решение трапезной храма. Текучие, плавные формы модерна тут проявляются особенно сильно. Поверхность стен словно вытекает из окон плавных очертаний. А какой выразительный изгиб крыши. Лепной рельеф и резные кресты на фасадах, сочетание нежного зеленого и белоснежного цвета основных поверхностей с черным и золотым акцентным колером придают зданию необычайную элегантность и утонченность.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Трапезная и резной крест на фасаде.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Трапезная и резной крест на фасаде.

Кстати, изначально храм не был оштукатурен, что видно на фотографии с празднования 25-летия церковного служения отца Иоанна Кедрова, где он заснят в центре рядом со своим близким другом Патриархом Тихоном (Белавиным). Они так и шли рука об руку, и в радости, и в горе. И по делам НКВД вместе проходили, и сохранность храма обеспечили.

Юбилей отца Иоанна Кедрова. 29 августа 1919.
Юбилей отца Иоанна Кедрова. 29 августа 1919.

Отдельно хочется уделить внимание элементам модерна в архитектуре экстерьера храма. Особенно металлическим деталям.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Металлическое обрамление северного портала.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Металлическое обрамление северного портала.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Решетки восточного крыльца.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Решетки восточного крыльца.

С четырех сторон храм украшают вот такие великолепные фонари на кронштейнах в стиле модерн.

План Храма Воскресения Христова в Сокольниках.
План Храма Воскресения Христова в Сокольниках.

Храм выстроен в форме креста и имеет основной зал для богослужения и два придела. Особое устройство имеют и иконостасы во всех помещениях храма. Они выполнены по собственным эскизам архитектора Павла Толстых и созданы из кипариса особой породы. Иконостасы храма не такие как можно увидеть в других церквях. Обычно они покрываются позолотой, что создает весьма торжественный вид. Но все четыре иконостаса Кедровской церкви оставались без дополнительных покрытий и имели темный цвет кипарисового дерева. Позже лишь иконостас в подклете был облачен в позолоту. Остальные же сохранили свой первозданный вид.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Иконостас. Фото из ежегодника Московского Архитектурного общества 1914-1916 гг.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Иконостас. Фото из ежегодника Московского Архитектурного общества 1914-1916 гг.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Внутреннему обустройству храма с самого начала уделялось большое внимание. Иоанн Кедров был лично знаком с Виктором Васнецовым, любил его творчество и хотел украсить храм росписью в васнецовском стиле. Но его планам помешала Первая мировая война, следом за которой грянула революция. За год иконописцы успели совсем немного, и белые стены храма, уходящие далеко ввысь, остались большей частью не расписанными. Но тем выразительнее уже созданные фрески. Образ «Благодатное небо» в правом приделе храма был написан учениками Васнецова и от него невозможно оторвать глаз. Кажется, что Божия Матерь, изображенная в полный рост с младенцем на руках, сама идет тебе навстречу… Фреска повторяет образ Божией Матери «Благодатное Небо» во Владимирском соборе Киева кисти художника Виктора Васнецова.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Правый предел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Фреска «Благодатное небо».
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Правый предел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Фреска «Благодатное небо».

Левый придел храма посвящен святым апостолам Петру и Павлу.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Правый предел святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Правый предел святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Фото 1980-е.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Фото 1980-е.

Но не всегда роспись стен была такой, какой мы ее видим в настоящее время. В 1950-х годах стены были частично расписаны в сентиментально-слащавой манере. А в алтарном своде поместили огромный глаз в треугольнике (Всевидящее Око). К счастью, приходу хватило мудрости, и в 1990-е годы глаз закрасили. Но на фото 1980-х годов мы можем его видеть.

Иконостасы храма и резные напольные киоты выполнены в стиле эклектики. Иконы храма облечены в уникальные киоты из мореного дуба с резьбой. Лишь часть икон имеет позолоченные и посеребренные киоты. Это также отличает интерьер храма от других церквей.

Еще одно нововведение архитектора — необычная акустика храма. Акустические возможности помещения делали исполнение местного хора более ярким и красочным. Для усиления звучания у алтаря были возведены специальные своды, на которых были размещены голосники. Это специальные глиняные сосуды у потолка, которые одновременно выполняют функции звукоулавливателей и резонаторов.

Необычным архитектурным решением является также пол храма, который имеет существенный уклон от входа к алтарю. Благодаря этому, место для размещения прихожан напоминает собой амфитеатр, а всё происходящее во время службы прекрасно видно из любой точки храма.

Иверская икона Божией Матери (список XVII века с афонской чудотворной иконы «Вратарница»).
Иверская икона Божией Матери (список XVII века с афонской чудотворной иконы «Вратарница»).

В советские годы храм не закрывался, и сюда были принесены чтимые образы из закрытых и снесенных церквей Москвы. Главная святыня храма – Иверская икона Божией Матери (список XVII века с афонской чудотворной иконы «Вратарница») – до 1929 года находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади.  Иверская икона помещена в богатую ризу, а внизу - в «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня. Интересно заметить одну деталь. Хотя иконостас был закончен в 1913 году, слева от Царских Врат место пустовало, как будто 16 лет ждало того момента, как чудотворная икона Иверская изберет этот храм для своего пребывания.

Чудотворная икона Божией матери «Страстная» из Московского Страстного монастыря. Фотография 1897 года из кн. И.Ф. Токмакова.
Чудотворная икона Божией матери «Страстная» из Московского Страстного монастыря. Фотография 1897 года из кн. И.Ф. Токмакова.

Здесь хранится Боголюбская икона Божией Матери с Варварских ворот Китай-города. Кроме того, в церкви находятся икона Богоматери «Страстная» из одноименного монастыря (снесен в 1937 году в ходе реконструкции улицы Горького и Пушкинской площади). Страстной икона называется потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий - «страстей» Христовых - копьем и крестом. Здесь же и икона великомученика Пантелеймона из часовни святого у Владимирских ворот Китай-города (сломана в 1934 году).

И в конце не могу не привести историю храма Воскресения Христова в Сокольниках, которая составлена по большей части из легенд.

Протоиерей Иоанн Кедров (1870-1932). Создатель и строитель Воскресенского храма в Сокольниках.
Протоиерей Иоанн Кедров (1870-1932). Создатель и строитель Воскресенского храма в Сокольниках.

Идея строительства этого храма принадлежала протоиерею Иоанну Кедрову. В то время он служил приходским священником в церкви иконы «Всех Скорбящих Радость» при благотворительной больнице для бедных в Сокольниках. Эта больница была выстроена известными меценатами братьями Бахрушиными и предназначалась для содержания неизлечимо больных. Кстати, она работает до сих пор.

По легенде, Иоанну Кедрову был вещий сон. Во сне ему явилась Дева Мария, которая наказала ему выстроить новый храм в Сокольниках. Это был очень бедный район, где проживали в основном рабочие, малограмотные люди. Однозначно храм здесь был необходим, однако, учитывая бедность его населения, собрать пожертвования на возведение здания было невозможно. А в тот период все храмы строились исключительно на пожертвования. Сложность проведения такой акции в Сокольниках священник отлично понимал. Поэтому он стал откладывать деньги с пожертвований для церкви и усердно молиться. Позже Богоматерь снова явилась ему во сне и попросила ускорить процесс закладки и возведения здания.

К этому времени строительство храма уже было одобрено Синодом. Разрешение также было выдано императором Николаем II, им же был выделен участок земли в Сокольниках. Лично епископом Владимиром (на тот момент — митрополитом всей православной церкви Российской империи) была произведена закладка храма. Это событие состоялось 28 сентября 1908 года. Однако, несмотря на освящение места и закладку храма, денег на строительство катастрофически не хватало. Но неожиданно появился богатый купец, который пожелал внести средства на строительство храма. Как оказалось, он изначально, по данному им обету, планировал пожертвовать крупную сумму на строительство церкви. Купцу также был вещий сон, в которому ему явились апостолы Петр и Павел. Именно они указали благодетелю на храм в Сокольниках. Купец пожертвовал 40 тысяч рублей, что по тем временам было весьма внушительной суммой. В пересчете на нынешние деньги эта сумма составила бы несколько миллионов рублей. Однако этих денег хватало лишь для основных работ без отделки.

Архитектором проекта стал Павел Толстых. Получив образование в 1903 году, с этого момента он работал архитектором в Москве, где вел частную практику и по заказу государственных властей переоборудовал помещения под лазареты.

В 1913 году, когда возведение храма близилось к концу, и деньги уже заканчивались, произошло еще одно необычное событие. В приход действующей церкви зашел старик-паломник и попросил о ночлеге. Священник предложил ему свой дом, и вечером за ужином они много говорили, в том числе — о строительстве нового храма. Рано утром отец Иоанн уже не обнаружил гостя в доме. На столе после его ухода осталась необходимая сумма для окончания строительства храма Воскресения и его оборудования иконами и утварью. О самом паломнике не было ничего известно, кроме имени — Николай. Именно поэтому образ Николая Чудотворца является одним из самых почитаемых в церкви. Благодаря ему храм был достроен и освящен 22 декабря 1913 года новым митрополитом Всея Руси, епископом Макарием.

Первым настоятелем храма, естественно, стал отец Иоанн Кедров. По его имени храм до сих пор иногда называется Кедровским. Отличался храм и своим хором, в состав которого входили только слепые люди. Хор пел настолько благозвучно и красиво, что многие приезжали со всей Москвы или даже из других областей только для того, чтобы послушать его. В обычном режиме собор проработал недолго, так как уже через несколько лет свершилась Октябрьская революция.

Однако и здесь храм ждали чудеса. Несмотря на то, что в 1918 году многие церковные здания отошли к советской власти, церковь в Сокольниках оставалась действующей. Продолжал служить в ней первый настоятель, но при этом НКВД не обходило его вниманием. Впервые настоятеля арестовали в 1918 году, однако его быстро освободили из-за ходатайств жителей Сокольников, которые помнили благие дела священника. Позднее настоятеля арестовали во второй и третий раз. Но после ареста в 1922 году ему уже не удалось вернуться обратно. Отец Иоанн был осужден московским революционным трибуналом по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей» на 5 лет с конфискацией имущества и поражением в гражданских правах. В 1991 г. он был посмертно реабилитирован. По официальным данным отец Иоанн Кедров был отпущен на свободу, поселился под Москвой в Алабино, где и окончилась его земная жизнь. Однако, по воспоминаниям внучки Марии Михайловны Кедровой, ее отец перед своей смертью в 1959 году рассказал о том, как они с братом ночью забрали на Лубянке мертвое тело отца Иоанна, предварительно написав «расписку, что никогда никому ничего не скажут…». Отец Иоанн Кедров похоронен на Пятницком кладбище, где ежегодно в день его памяти совершается панихида.

В середине 1930-х годов этот храм был передан православному движению обновленцев. Обновленцы представляли собой отдельную структуру церкви, которая действовала строго под руководством советской власти и противопоставляла себя официальному Синоду. Однако в свете событий 1930-х годов это пошло на пользу храму: благодаря обновленцам церковь не стали сносить или передавать для хозяйственных помещений советской власти. Позже, в 1943 году, храм воссоединился с Русской православной церковью.

Так что в советский период собор не закрывался и официально он оставался действующим. В феврале 1945 года в Воскресенском храме прошел Поместный собор, на который приехали многие зарубежные архиереи. Размах события и повышенное внимание к нему руководства страны свидетельствовали о потеплении в отношениях между Церковью и государством. На Соборе был избран новый патриарх. Им стал местоблюститель патриаршего престола, не покинувший Ленинград в блокаду, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

Использованные источники: Вострышев М.И. Москва православная. Все храмы и часовни. М.: Алгоритм, 2012; Сорок сороков. П.Г. Паламарчук. М.: Книга и бизнес, Кром, 1995. Т. 3; https://mixyfotos.ru/храм-воскресения-в-сокольниках-фото/; https://svjatyni.ru/hramy-i-tserkvi/cerkov-voskreseniya-hristova-v-sokol-nikah-moskva.html#i-5.; Крылова Елизавета - https://iskatel.com/places/hram-voskreseniya-hristova-v-sokolnikah.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На "Барабашово" выставили противотанковые ежи и построили баррикады (фото) Предприниматели ТЦ "Барабашово", выступающие против строительства дороги через территорию рынка, вечером 13 февраля начали возводить баррикады. Люди принесли на улицу, которая находится за хозрядами, бочки, ...
Привет, друзья. Извините за то страшное фото и тот страшный рассказ. Но сегодня мне реально приятно писать! Впервые за несколько лет чувствую себя достойной имени - человека, защитившего свою честь и достоинство. Даже ценой жизни... (а зачем ценить жизнь, если ты в ней будешь - как ...
Этот пост был опубликован 10 лет назад! на каком слоге в этой рекламе сделаете ударение вы? я вот уже 10 лет знаю, что там имелось в виду совсем не то, что мой мозг ...
...
Почему наш мозг заставляет нас есть нездоровую пищу? И что мы можем сделать с этим? Большинство из нас знает, что нездоровая пища не несет нашему организму ничего полезного. Мы знаем, что плохое питание вызывает проблемы с сердцем, высокое кровяное давление, а также множество других не ...