Храм Святителя Николая Чудотворца
korolevvlad — 20.07.2021Обычно, я не уделяю внимания новодельным объектам религиозного культа, но в данном случае сделал исключение. Эта церковь хоть и освещена в 1997 году, но является копией церкви построенной в начале прошлого века по проекту великого Шехтеля. Предлагаю сравнить эти две церкви и ознакомится с исторической справкой, которую я позаимствовал на официальном сайте храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки.
Небольшое старинное село Астрадамово, прилегавшее к Петровско-Разумовскому селению прекратило свое существование в начале XIX века. Земельные угодья бывшего села перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, проводившей на них искусственные посадки. В книгах начала века пишется, что некогда здесь у дороги стояла крытая соломой будка, названная поэтому в народе «соломенной сторожкой». Когда в этих местах построили церковь Святителя Николая, память народная прибавила к названию указание - «у Соломенной Сторожки».
Инициаторами строительства нового храма стали воины расположенной неподалеку 675 Тульской пешей дружины и прежде всего ее командир полковник А. А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста церкви В. И. Заглухипский. Деньги на строительство нового храма собирали также дачники села Петровско-Разумовского.
Проектировать храм был приглашен Ф. О. Шехтель, академик архитектуры, автор многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при Лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенный множества наград, последняя из которых - орден Св. Владимира IV степени за труды военного времени.
Перешедший в 1915 году в православную веру Федор Осипович вдохновился созданием проекта деревянной церкви в неорусском стиле. В результате в 1916 году всего за один месяц по его чертежам возводят деревянный шатровый храм. Ф. Шехтель писал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т.к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви». Шехтель в своем проекте почти буквально следует деревянному зодчеству прошлого. Вместе с тем технология строительства существенно отличается от традиционной: храм построен каркасной системой, то есть по брусьям обшит с двух сторон тесом, а не собран из бревенчатых венцов. Это не могло не повлиять на долговременность постройки и ее вертикальные характеристики, выглядящие в центральной части более приземисто, чем ранние прототипы.
Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, московского губернатора, градоначальника, командующего войсками Московского военного округа, командиров ополченческих бригад, офицеров Тульской дружины, окрестного населения.
В советское время, после закрытия в округе других храмов, количество прихожан у Храма Святителя Николая возросло с 300 до 2000 человек. Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Он писал: «Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, легкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане и, может быть, удовольствовались без новой церкви. Весь бело-светлый внутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их и заставить не жалеть сравнительно небольшие затраты на окончательное усовершенствование его. ... Роспись внутри храма церкви сделает мой сын Лев Федорович и дочь Вера Федоровна - художники, по моим эскизам, в характере Ферапонтова монастыря и по другим источникам XIXIV веков. Я не сомневаюсь, что коллегия Наркомпроса по моему представлению объявит ее заповедною, ввиду ценных древних образов и вообще несомненного интереса, как - то праздники XV ст. Местный образ Спаса письма царского живописца Симона Ушакова или его ученика Несвицкого. Хоругви шиты по моим эскизам графиней М. Д. Бобринской. Свечи, хорос, большое паникадило выкованы по моим рисункам мастерами дружины, также кожаные панно по низу иконостаса цветулями. Все вновь жертвованные иконы, не представляющие из себя древней ценности, следует принимать с благодарностью и сдавать в ремонт...» В конце докладной записки он сообщает, что «измыслил» способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками.
Планам Шехтеля не суждено было сбыться. Сам архитектор скончался в 1926 году, в возрасте 67 лет. А в 1935 году храм был закрыт, его звонница и шатер были сломаны. По рассказам старожилов, некоторое время в церкви еще продолжались службы. Но вскоре в здании разместили общежитие.
В 60-х гг. XX века церковь снесли окончательно, на ее месте выстроили многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.
Три десятилетия спустя у префекта Северного административного округа Москвы Михаила Демина и иерея Георгия Полозова возникла идея восстановления храма. Работы по восстановлению церкви начались с конца 1996 года. Проект храма разрабатывался архитектором А. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей Ф. Шехтеля, любительских фотографий и зарисовок. Надзор за реализацией проекта осуществлял опытный архитектор-реставратор В. И. Якубени. Новый храм приспособлен для зимнего времени, отопляем, поставлен на мощное каменное основание, стены выполнены из бруса, а кровля перекрыта медью. Все это делает здание более прочным по сравнению с прежним.
Новый храм был построен недалеко от места, на котором стоял прежний, менее чем за полгода и освящен 20 апреля 1997 года.