Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
uncle_pafnutiy — 15.02.2023
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (Церковь Святителя
Николая в Хамовниках, Николо-Хамовническая церковь, Никольская
церковь, Святоникольская церковь) — храм Центрального благочиния
Московской городской епархии Русской православной церкви.
Расположен в центре Москвы, рядом со станцией метро «Парк Культуры»
и Фрунзенской набережной.
Церковь построена в 1679—1682 годах в слободе царских ткачей
(хамовников). Памятник московской архитектуры XVII века.
При храме работают воскресная школа и православная
гимназия.
1.
Фотография из альбома Николая Найденова. 1883 год
Nikolai Naidenov
(1834-1905). Plate
20, vol. 4 of Николай Найденов. Москва: Соборы, монастыри,
церкви. 1883. Online source: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=10409
История
Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625 году, в 1657
году он был уже каменный, а в 1677-м церковь уже названа своим
полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».
Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от
первоначальной 21 мая 1679 года при царе Фёдоре Алексеевиче, а
освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 года.
Одностолпная трапезная с южным приделом святителя Алексия,
митрополита Московского, и колокольня были пристроены позднее
(антиминс для придельного престола был выдан 17 декабря 1694 года).
В 1757 году в трапезной был устроен северный придел во имя
новопрославленного святителя Ростовского Димитрия (в 1872 году
переосвящён в честь иконы Божией Матери «Споручница
грешных»).
В 1812 году во время Отечественной войны храм был разорён
внутри, но быстро восстановлен. В трапезной были установлены новые
иконостасы приделов в стиле классицизма, сохранившиеся до наших
дней. В 1845 году в храме появилась настенная роспись, несколько
позднее был «обновлён» главный храм (освящён митрополитом
Московским Филаретом 2 октября 1849 года). В начале XIX века
возведены ограда и ворота.
2.
фото 1917 год
В 1922 году часть церковных ценностей была изъята. Храм был
реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался
действующим. С 1912 года до кончины в 1960 году в нём бессменно
прослужил кандидат богословия протоиерей Павел Лепёхин (1880−1960).
Храм почти полностью сохранил внутреннее убранство XIX века;
сохранились и старинные колокола (старейший относится к 1685 году).
В 1959 году при прокладке Комсомольского проспекта церковная ограда
была перенесена ближе к храму.
В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов
(1728 кг).
В 2008 году храм Святителя Николая в Хамовниках праздновал
160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами
чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
3.
Архитектура
Церковь Николая Чудотворца — типичный пятикупольный посадский
храм второй половины XVII века с характерно ориентированным планом
(«кораблём», когда трапезная и колокольня поставлены на главную ось
церкви) и традиционным завершением глухого сомкнутого свода ярусами
кокошников. Основной объём своей высотой, большими симметрично
размещёнными окнами и строгим чередованием крупных кокошников, в
нижнем ряду напоминающих закомары, похож на «соборный» тип храма.
Детали декора немногочисленны и лаконичны (особенно в сравнении с
такими богато украшенными посадскими храмами как церковь Николы в
Столпах и церковь Николы в Пыжах); они ограничиваются наборными
наличниками и изразцами в кокошниках. Зодчие отказались от обычной
для русского узорочья нарочитой запутанности декора фасада;
внутренняя бесстолпная конструкция храма наглядно выражена в
оформлении фасада. Архивольты средних «закомар» опираются здесь на
своего рода кронштейны (верхняя часть которых находится на уровне
пят свода), а не на обыкновенные для русского зодчества колонки или
лопатки. Немногочисленность и однотипность декора компенсируется
яркой раскраской фасада. Красно-зелёная роспись наличников,
оттенённая белизной стен, перекликается с зелёным цветом помещённых
по три внутрь кокошников ромбовидных «муравлёных» изразцов.
Изящная, богато украшенная колокольня храма — один из лучших
примеров архитектуры русского узорочья. Высота её увеличена за счёт
введения в восьмерике дополнительного этажа под ярусом звона; таким
образом колокольня стала одной из самых высоких шатровых колоколен
Москвы. Четверики, восьмерик и шатёр колокольни плотно заполнены
декором. На западной стене четверика, над входом, размещены три
окна. Боковые окна помещены в наборные наличники, а пяты
килевидного завершения среднего окна опираются на верхние карнизы
боковых окон. Восьмерик украшен ширинками с многоцветными
«поливными» изразцами, плотно зажатыми между угловыми филёнками. В
нижней части рёбер шатра, над килевидными зубчатыми кокошниками,
вставлены дополнительные маленькие кокошнички. На гранях шатра в
три яруса размещены окошечки-«слухи» (всего их 32); в нижнем ряду
они двойные и увенчаны горками из трёх кокошничков. Всё это, по
мнению искусствоведа И. Л. Бусевой-Давыдовой, создаёт ощущение
предельной заполненности пространства декором, полной исчерпанности
свободного поля.
Внутреннее убранство храма относится к XIX веку. На северной стене
сохранились надгробные таблицы XVIII века, следы существовавшего
при церкви приходского кладбища.
4.
Автор A.Savin. Собственная работа
Храм св. Николая в Хамовниках в Москве
5.
Прочие сведения
Среди известных прихожан храма был Лев Толстой, который жил
неподалёку.
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках стал прообразом храма
Иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Киселёвске Кемеровской
области.
Много лет каждый приезд в Москву храм Николая Чудотворца
посещает французская певица Мирей Матье.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Использован текст из Википедии
#архитектураповторникам
#архитектура