Хозяйка замка Хайклер леди Карнарвон о Рождестве и проблемах коронакризиса
euro_royals — 12.12.2020Традиционно замок Хайклер празднует Рождество при полном параде. Это очень загруженное время года. Обычно проходит рождественская ярмарка и серия благотворительных акций, которые демонстрируют, насколько вместительным и в то же время уютным может быть британский замок.
Певцы собираются вокруг рояля, а надворные постройки превращаются в затейливые рождественские вертепы. Здесь есть и танцы, и музыка и тщательно спланированное волшебство.
Из кухни доносится запах корицы и апельсина, соперничающий с пьянящими ароматами цветочных композиций из садов.
Празднование Рождества в Хайклер проходит настолько впечатляюще, что все украшения поместья после хранятся со специальными цветовыми обозначениями в специально оборудованных флигелях. В одном сарае содержатся два стада оленей, конечно же, плетеных!
Имеется также главный эльф, известная как Салли, из команды, ведущей домашнее хозяйство замка, которая отвечает за банты и ленты.
Эти торжества были подробно описаны в роскошной прошлогодней книге «Рождество в Хайклер», с советами леди Карнарвон по украшению стола, упаковке подарков и плетению венков, а также с ее праздничными рецептами. Но в этом году эти красивые традиции несколько пошатнулись.
Во время первого локдауна Хайклер, как и любой старинный замок по всей стране, был закрыт. Летом все снова открылось, но с ограничениями, означающими, что количество посетителей сократилось вдвое. Затем последовал второй локдаун.
Персонал отправлен в отпуск без содержания. Обычно шумный замок (в значительной степени являющийся бизнесом, зависящим от гостей) впервые в своей истории оказался без команды горничных, обходясь парой сотрудников, работающих неполный рабочий день.
Леди Карнарвон сама занялась уборкой пылесосом и делала это, как она признается, не совсем профессионально.
Замок оставался пустым дольше, чем кого-либо это устраивало, за исключением призраков. Сегодня и сама графиня немного побледнела.
На ней все тот же передник, когда она печет сконы, но она немного меньше похожа на миссис Санта, чем когда мы встречались в прошлом году.
В основном этот год она проработала бухгалтером. Когда она была Фионой Эйткен (ее девичья фамилия), она занималась именно этим. Когда в 1999 году она вышла замуж за своего мужа Джорди, восьмого графа Карнарвона, она мало знала о проблемах деревенской жизни.
Но когда ее свекор внезапно умер, она оказалась хозяйкой замка Хайклер и во многих отношениях стала его спасительницей.
Хотя замок и был открыт для публики в небольшом масштабе, она пошла дальше. Когда Джулиан Феллоуз предложил снимать там свой новый проект «Аббатство Даунтон», она с готовностью согласилась.
Замок стал съемочной площадкой, и это обеспечило его будущее. Она также написала книги о замке и его истории.
Однако в этом году посетителей практически не было. Книги (бухгалтерские) выглядят мрачно. Бывает, она сидит до 3 часов ночи и смотрит на них.
Она рассказывает, что штат Хайклера, который насчитывал около 50 сотрудников, пришлось сократить. «Вероятно, это была моя самая черная полоса в этом году. Были пролиты слезы», - говорит она. «Это одна из самых сложных вещей, которые мне приходилось делать».
Она отказывается сказать, сколько сотрудников было уволено, но достаточно, чтобы сказать, что они на грани. «Больше нечего сокращать», - говорит она с таким видом, будто вот-вот заплачет.
«Люди смотрят на такое место и думают, что там сосредоточены огромные ресурсы. Недавно один человек посмотрел на замок, и его поразили все эти окна. Он сказал: «Все будет в порядке», а я ответила ему: «Но ни одно окно не предложило мне и 20 фунтов.
Я попросила помощника нашего повара поработать с Шейлой, нашей экономкой. Ей это понравилось.
Она много узнала об управлении домом. Всем пришлось адаптироваться. Мы все еще стоим, но мы, несомненно, уже на краю, и большую часть этого года потратили, пытаясь не упасть за борт.
У многих происходит то же самое. Если вы не технологическая компания вроде Amazon или Facebook, вы не знали, когда уже пора раскрывать парашют.
Все было невероятно тяжело. Даже простое понимание всех правил, таких практических вещей, как куда поставить дезинфицирующее средство для рук».
При замке также имеется ферма. По ее словам, следующий обрыв - это Брекзит. «Мы экспортируем овец. Мы импортируем много продуктов питания. Covid уже повлиял на цепочку поставок, а теперь - Брексит...»
Хайклер - не единственный большой дом, который внезапно стал уязвимым. Целому ряду старинных замков грозит обрушение крыши - в некоторых случаях буквально.
Компания Historic Houses, которая представляет собой более 1600 таких частных объектов недвижимости по всей Великобритании, оценивает, что 50% из них будут вынуждены уволить сотрудников из-за Covid. Национальный фонд оценивает убытки в 200 миллионов фунтов стерлингов.
Леди Карнарвон не ищет сочувствия, а просто признает, что ситуация бедственная. «Нет средств. Мы не получаем авторских отчислений от Даунтона.
Других денег у нас нет. Книги я пишу не из тщеславия. Зарабатывать деньги на самом деле довольно сложно.
И дело не только в нашей семье и даже не в нашем имении. Мы сообщество. Мероприятия в замке поддерживают местных торговцев и поставщиков.
Свадьбы были для нас очень важны. Скорее всего у нас не будет свадеб на более чем 50 человек в течение ближайших шести или семи месяцев или около того.
Телефонные звонки с отменами свадеб выбивали ее из колеи. «С эмоциональными слезами семьи тяжело иметь дело».
Она и сама могла бы упасть на свою кровать и заплакать.
Однако на этом фоне пришлось принять решение: отменит ли Хайклер Рождество? Тот факт, что территория сегодня мерцает волшебными огнями, а в зале стоит 22-футовое дерево, говорит о том, какой путь они выбрали, как мы увидим на этой неделе на канале Channel 4 в передаче Рождество в Хайклере.
«Многие дома не празднуют Рождество», - говорит она. - «Мое чутье подсказывало: «Нам нужно Рождество в этом году». Нам нужно показать Рождество и поделиться им.
Нам нужно утешение, которое оно предлагает. Поэтому я решила устроить Рождество как можно лучше.
Обычно мы собираемся и размышляем о прошедшем годе - давайте в этом году поразмышляем над тем, насколько следующий год будет лучше. Мы все очень устали.
Разумеется, современные владельцы не живут в замке. Леди Карнарвон, ее муж и их сын Эдвард (который вернется домой из Университета Ньюкасла) живут в особняке на территории замка.
Основные сотрудники, в том числе садовники, также живут в поместье, как и брат Джорди Гарри (со своей невестой).
Дети Джорди от первого брака также пользуются коттеджем на территории, но не проживают в нем постоянно.
Каждый второй год клан Карнарвон устраивает в замке Рождество, и гости на это время приезжают сюда. У леди Карнарвон шесть сестер и множество племянниц и племянников.
Еще она любит приглашать друзей, у которых «был тяжелый год». Обеденный стол в Хайклере вмещает 30 человек, а поскольку здесь «около 61» спален, место не является проблемой.
Однако в этом году правила Covid делают это невозможным. «Я решила закрыть замок на этот день. Просто неправильно приглашать людей, так что, я думаю, нас будет только трое.
Это будет странное время. Не думаю, что когда-либо готовила индейку менее чем для восьми или десяти человек. Собаки будут довольны остатками еды.
Странное, но все же особенное, говорит она. А в следующем году? «Тогда мы закатим самую большую вечеринку, которую сможем организовать».