Hours of Engelbert of Nassau
quod_sciam — 02.09.2011 Настоящим уведомляю любезных читателей, что местное хранилище рукописей возобновляет работу после каникул.Ради открытия нового сезона выкладываю весьма ценный — на взгляд племянника архивариуса, — экспонат.
Этот фламандский часослов конца XV в. — моя личная большая радость.
Во-первых, он во многом состоит из вот таких прекрасных "обманок" с миниатюрами внутри.
Тут и цветы, и насекомые,
(понимаю, что надо остановиться, но ещё одну — тут так прекрасно сама миниатюра вписана!)
и драгоценные камни,
и павлиньи перья — поглядите, как перекликается рисунок перьев в рамке с крыльями архангела! —
и полочки с домашней утварью — очень по-голландски.
Во-вторых, в маргиналиях тут ещё два сквозных сюжета: охотничье-куртуазный и потешный, про войну мартышек с дикими людьми.
И вот тут начинается мой восторженный писк, потому что такого качества графики, причём не канонической, в рукописных книгах ещё поискать. Она экспрессивна, она предельно смела для своего времени: просто посмотрите, с каким изяществом, с какой лёгкостью, с какой изобретательностью художник осваивает пространство листа и соединяет рисунок с текстом и его декоративными элементами. А уж какие характеры!..
Сперва про охоту.
Оцените, что собака проскакивает между декоративными элементами букв — и оцените лицо трубящего.
Фазана у собак надо отнимать, потому что он предназначен совсем не им...
...а даме в подарок.
Дамы не сказать чтобы счастливы, поскольку птицу надо щипать и потрошить. irondragofly, тебе это ничего не напоминает?
Битва мартышек и диких людей — отдельная прелесть. Прямая наследница, что с точки зрения сюжета, что по назначению в книге (веселить и отвлекать благочестивого читателя), миниатюр-маргиналий высокого Средневековья. Только рисунок совсем другой, новый.
Рассмотрите, например, мою любимицу, вот эту даму, снаряжающую рыцаря-мартышку в бой: она не только нарисована с другим пониманием пластики и динамики, она ещё и поставлена на странице очень необычно, это не просто орнамент, но сознательное соединение его с текстом. Я специально не чистила картинку, чтобы было видно, какое положение дама занимает на странице относительно рамки текста — как будто современная иллюстрация, право.
Та же дама подшивает попону боевого единорога — и за выражение его лица можно всё отдать.
Отважные рыцари отправляются в путь, и вот тут разве что ахнуть, как делится на плоскости декоративными элементами строки лист, как лихо и умело мартышка высылается за его обрез!..
Из-за обреза же листа выпрыгивают кролики, ломая привычное представление о графическом решении маргиналий.
Этого скакового грифона я просто люблю.
Как и вот это чудо, норовящее ускакать куда-то за край страницы.
И — на десерт — большой разворот.
Я даже не знаю, какая его сторона мне нравится больше... хотя, наверное, всё же левая — за тончайшие ветки, птиц и неожиданную тщательную реальность сражающихся, особенно серой лошади и лиса-герольда.
|
</> |