Хорошо забытое старое
dmitrygololobov — 27.04.2011Ходорковский был слишком могущественным
Мы решили проанализировать все российские нефтяные компании. ТНК оказалась далеко не самой лучшей — мы поставили ее на третье место. Второй была «Сибнефть», а первой — ЮКОС. <�…>
ЮКОС возглавлял другой олигарх — Михаил Ходорковский. Он начинал с небольшого частного кафе в Москве, потом занялся импортом, а затем основал банк «Менатеп». Как и Потанин с Фридманом, Ходорковский получил основные активы от государства в рамках залоговых аукционов и одно время был самым богатым человеком в России. Нас познакомил Джейкоб Ротшильд, и после нескольких коротких встреч у меня в кабинете я пригласил его в гости к себе домой в Кембридж.
17 февраля 2002 года. К дому подъехало несколько черных бронированных автомобилей, из которых высыпали дюжие телохранители. Подобно многим олигархам, Ходорковский жил под Москвой за высоким забором в тщательно охраняемом доме с ночным освещением по всему периметру участка. Он был помешан на безопасности. Мой дом был намного скромнее, не так хорошо защищен, но тем не менее вполне безопасен.
Мы пообедали и обсудили возможность покупки 25% капитала плюс одну акцию компании ЮКОС. Мне казалось, что этого было мало. Когда я заикнулся о большем, он сказал: «Двадцать пять процентов, не больше — и никакого контроля. Если будете сотрудничать со мной — о вас позаботятся».
В очках, с тихим голосом, Ходорковский мог произвести ложное впечатление скромного человека. Но чем дольше мы разговаривали, тем больше я нервничал.
Он начал говорить о том, как провести людей в Госдуму, как он будет добиваться снижения налогов для нефтяных компаний, и о многих влиятельных людях, которых он контролирует. На мой вкус, он был слишком могущественным. Конечно, теперь легко говорить, но тогда я уловил в этом что-то неуместное.
Моя оценка оказалась верной. В октябре 2003 года Ходорковский сделался героем новостей всех телеканалов мира. Он был арестован по обвинению в мошенничестве, хищениях и неуплате налогов. Сейчас он отбывает срок в сибирской колонии. Активы компании были распроданы, а в 2006 году ЮКОС стала банкротом. Незадолго до ареста Ходорковского в частной беседе Путин сказал мне мимолетом, но очень жестко: «Я этого человека терпел слишком долго».
Ходорковский сделал то, чего Путин простить не мог. Он затеял политические игры, хотя был всего лишь бизнесменом. Он нарушил путинскую заповедь «не вмешиваться в политику, заниматься бизнесом, и тогда все будет в порядке». Ходорковский перешел границу. Если это делать в России, обратной дороги нет.
__________________________________________________________
Браун достаточно точно характеризует МБХ, то, почему его посадили и обстановку перед "посадкой". Вот вам и независимый международно- признанный эксперт - все как общественность любит.