Проблемы расизма в настоящее время
не существует. Современная масштабная борьба с «расизмом» (прежде
всего, в спорте) всего лишь копирует борьбу с «фашизмом», когда
людей преследуют за символику, а не за «милитаристский национализм,
антикоммунизм, ксенофобию и шовинизм, мистический вождизм,
презрение к выборной демократии и либерализму» (чуть сокращённое
определение фашизма из Википедии). Почему это так, я попытаюсь
сейчас рассказать.
Начну издалека — с истории,
случившейся несколько лет назад. Футболист «Зенита» Роман Широков
после матча его команды со «Спартаком» написал в «Твиттере»
обращение «Всех хрюшек — с заслуженным поражением». Как
отреагировал бы на эту запись любой нормальный человек? Пожал бы
плечами: ну, каких-то хрюшек поздравили. Как отреагировало
множество спартаковских болельщиков? Они заголосили «Широков нас
оскорбил». Не понимая, что оскорбили они себя сами.
Допустим, Широков или кто-то другой
сказал бы прямо — «все спартаковские болельщики
— хрюшки». Казалось бы, уж тут-то был бы повод оскорбиться:
тебя прямо назвали свиньёй. Но давайте задумаемся: а если бы
назвали не хрюшкой, а ламантином, секвойей или аргентинцем? Явно
какая-то глупость: ламантинами и секвойями болельщики «Спартака» не
являются, а аргентинцами, может быть, являются несколько, и что?
Ладно, возьмём другие примеры: не хрюшкой, а ленивцем, баобабом или
пигмеем. Вроде бы, у этих слов есть какая-то коннотация, иногда
негативная. Уже можно начинать оскобляться?
Не будем искать, где начинается
куча, а сразу представим себе какие-нибудь действительно страшные
оскорбления. Это всё очень индивидуально, так что сами вспомните
слова, которые способны вызвать смертельную обиду, а я в качестве
примера возьму, скажем, оскорбления «некрофаг», «горбун» и
«импотент». Допустим, меня назвали этими словами. Но я не являюсь
некрофагом и считаю обвинения в соответствующих деяниях абсурдными,
а наличие сутулости и кифоза — объективная правда, на которую
обижаться глупо. Что касается третьего пункта, то он сводится к
первым двум: либо это чушь, либо всё так и есть, причём
оскорбляющие правды всё равно не знают. Обижаться на правду —
глупо, на неправду — ещё глупее, а на утверждения, в которых сами
оскорбляющие не уверены, — верх глупости.
Есть, правда, такой ещё вариант:
когда у человека имеется скрываемый от других недостаток, а о нём
начинают публично говорить. Но и этот случай сводится к природе
недостатка: зависит ли его наличие от воли человека, как он сам к
этому недостатку относится, и так далее. Понятно, что нередко даже
абсурдные обвинения эффективно работают, как в том анекдоте про
дочь-проститутку. Но это уже другая история, про манипулирование
сознанием.
Разобравшись с оскорблениями в
общем виде, перейдём к расизму. Наказания за проявления расизма в
футболе идут один за другим. Штрафуют и дисквалифицируют за уханье,
за баннеры, за бросание бананов. Наиболее вопиющая история —
дисквалификация итальянского функционера за фразу про футболистов,
которые «вчера едят бананы и вдруг становятся основными игроками
„Лацио“».
Все уже привыкли к условностям,
которые подразумеваются такими наказаниями. Уханье — это,
разумеется, не крик совы, а имитация голоса обезьяны. Демонстрация
банана — не намёк на недокормленность, а тонкая ассоциация с той же
обезьяной, которая живёт на дереве и питается бананами. Что
бананами питаются не только обезьяны, никого не волнует. Что банан
— азиатский фрукт и завезён в Африку всего несколько столетий
назад, и вовсе мало кто знает. Но современный мир чётко усвоил:
банан — это оскорбительное сравнение чёрного человека с
обезьяной. Абсурднейшний, но общеизвестный код.
И это только половина ассоциативной
цепочки. Продолжаем расшифровку: сравнение человека с обезьяной
означает, что он по каким-то критериям находится между обезьяной и
человеком. Причём вариант, что среди этих критериев могут быть
сила, ловкость, пластичность, выносливость, иммунитет,
принципиально не рассматривается. Рассматривается только один
аспект: раз человек считается более высокоорганизованным видом, то
сравнение с обезьяной может намекать лишь на меньший уровень
организованности, на отставание в развитии.
Удивительно то, что сами негроиды
почему-то в этой кампании участвуют. Они, как те спартаковские
болельщики, принимают выкрики и фрукты на свой счёт, соглашаются с
этим нагромождением условностей и подписываются под тем, что
сравнение с обезьяной — это не похвала, а оскорбление, что они
действительно чем-то схожи с обезьянами и что банан это
символизирует. Зачем они в этом участвуют, я не понимаю. Скажи
белому человеку «ты обезьяна», он ответит «нет». Скажи чёрному — он
оскорбится. Хотя, по-моему, тут явно есть чем гордиться.
Но это всё ерунда. Главное же
заключается в том, что все эти уханья, бананы, обезьяны и прочая
вакханалия не имеют никакого отношения к расизму. Вообще никакого.
Потому что расизм — это теория превосходства одних рас над другими.
Не просто превосходства физического или умственного, а идея о
господстве одних над другими. И это, в частности, дискриминация;
это когда выделяют специальные места в автобусе и отдельные
туалеты. А сравнение с обезьяной — максимум хамство, и то очень
вряд ли.
Демонстрация банана так же далека
от идей господства одной расы над другой, как обзывательства в
адрес рыжих. А ведь рыжий цвет волос, согласно исследованиям,
заимствован людьми у неандертальцев, которые, пожалуй,
антропологически ближе к обезьянам, чем человек разумный, и
оказались не в состоянии выдержать конкуренцию с людьми. Но смешнее
всего то, что неандертальцы также дали человечеству ген светлой
кожи, который закрепился у большей части человечества. А смешение
наших предков кроманьонцев с неандертальцами произошло где-то на
Ближнем Востоке, и у народов южнее Сахары неандертальских генов
нет. Вот вам и близость негров к обезьянам.
И вся эта кампания ФИФА против
расизма — чистейшей воды профанация. И такое ощущение, что
боссы организации с её помощью отвлекают умы от других проблем.
Например, от вопроса, как Катар был выбран местом проведения
ЧМ-2022. Ибо других причин, зачем коммерческой организации
вкладывать деньги в гигантскую социальную кампанию, не видно.
Поводом к этой записи стала история
с Шамилем Тарпищевым, дисквалифицированным Женской теннисной
ассоциацией за то, что назвал Винус и Серену
Уильямс «братьями Уильямс». Важно тут не то, что Тарпищев
лишь подыграл Урганту: «играла Маша Шарапова с одной… с одним из
этих» — «братьев Уильямс» — «братьев Уильямс, ну потому что
это не поворачивается язык» и далее про телосложение. Важно, что
сам факт максимально строгой дисквалификации убедительно
показывает, что проблема есть, и шутка Урганта попала в очень
больное место. Но раз так, то бороться надо с проблемой, а не с
теми, кто над ней подшучивает. Надо провести тесты и либо
официально признать сестёр полноправными женщинами и в дальнейшем
плевать на все шутки, либо признать их не совсем женщинами и
ограничить в правах играть в женских турнирах — и опять же
плевать на все шутки. Что, американские зрители потеряют интерес?
Ну вот то-то и оно.
И последнее. Назначая годичную
дисквалификацию плюс самый крупный из допустимых штрафов, ВТА
предстаёт в крайне неприглядном свете. Когда мусульманский мир
взбесился в ответ на карикатуры в датской газете, вплоть до
разгромов датских консульств, «цивилизованный» мир осуждал агрессию
и предлагал отвечать карикатурами на карикатуры. Теперь же, ответив
столь несимметрично на шутку, уже «цивилизованная» ВТА предстаёт
совершеннейшим дикарём. А ведь темы расы и вероисповедания
считаются в современном мире одинаково сакральными, и допустимая
реакция на такие шутки должна укладываться в одни и те же рамки.
Так что всем, кто поддержал ВТА и сестёр Уильямс, могу только
посоветовать пошутить в адрес Тарпищева. Можно даже относительно
его цвета кожи, религии или пола.