Хора (продолжение). Евангельский цикл мозаик (начало)
sibeaster — 17.05.2021 Ну а теперь мы перейдем во внешний нартекс (сделаем умное лицо: экзонартекс!), чтобы увидеть евангельский цикл мозаик. Свое мнение о качестве мозаик я уж высказал двумя постами выше: после сицилийских (которые еще и двумя веками старше) в Хоре можно только горько рыдать об упадке изобразительного искусства. Но есть и положительная сторона: по сравнению с нартексом все той же Хоры здесь хотя бы представлены сюжеты, достойные для монументального воплощения.Итак, мы стартуем со сна Иосифа, в котором ему сообщают свыше о беременности его жены; затем мы вместе со св. Семейством отправляемся в Вифлеем на перепись. Все это мозаичисты уместили в одной мозаике.
Фрагменты: сон Иосифа...
и путешествие в Вифлеем.
Следующая мозаика является вольной фантазией мастеров на тему "и была эта перепись первой в правление Квириния Сириею". Тут интересны детали: Квириний одет в императорские одежды и обут в пупурные сандалии (тоже принадлежность императора), а на голове у него некое подобие чалмы, которую мы уже видели чуть раньше на ктиторе - Феодоре Метохите. Иосифа и его сыновей (а кто еще может стоять у него за спиной? Хотя, возможно, это просто очередь
Рождество Христово. Ну такая мешанина нам уже знакома по другим византийским образцам: здесь и собственно Рождество, и пение ангелов, и явление ангела пастухам, и первое омовение Младенца, и сидящий в смущении Иосиф.
Далее вслед за звездой (которая окружена ореолом; кстати, некоторые "аццы" считали, что в роли звезды подвизался архангел Михаил) в Иерусалим спешат волхвы, которых по прибытии сразу доставляют к Ироду.
Избиение младенцев. Обратите внимание: солдат заглядывает в реальное окно, нет ли там какого-нибудь скрывающегося
Иванов утверждает, что сцена избиения повторяется в еще одной мозаике, но я ее почему-то пропустил, как и иллюстрацию к "плачу в Раме". Мы переходим сразу к возвращению св. Семейства из Египта. Вновь Иосифу снятся вещие сны, опять Семейство движется пешком и на ослике.
А это мы уже перепрыгнули на несколько лет вперед: нам показывают паломничество Иосифа, Марии и 12-летнего Иисуса на Пасху в Рим. К сожалению, столь популярная в искусстве сцена Иисуса среди учителей почти что не сохранилась.
А вот в этом своде нам одним махом показывают крещение Христа в Иордане и все три его искушения.
"Если ты Сын Божий, повели сему камню сделаться хлебом" (приглядитесь, камешки уже заботливо сервированы на столе; преврати их в хлебы - и дело в шляпе!) Но все неоднозначно
"Тебе дам все царства мира и славу их, если падши поклонишься мне" ("царства мира" уже под ногами сатаны, но их "обладателям" несоменно кажется, что они свободны и независимы в своих решениях,
"Если Ты сын Божий, бросься отсюда вниз". Да-да-да, ангелы в белых халатах уже наверняка поблизости
Видите, какие современные в Хоре мозаики! Но ими дело не ограничивается: нам еще показывают чудеса и исцеления Христа, но это в другой раз. Кстати, другой раз будет последним - напомню, что благодаря Небывалой пандемии автору уже не о чем писать.
|
</> |