Холден - герой "Над пропастью во ржи" - почему он вызывает у читателей такие
materik_knig — 25.08.2023"Над пропастью во ржи" - книга классика американской литературы Сэллинджера. Тоненькая повесть, написанная автором уже после войны, в зрелом возрасте, описывает переживания подростка Холдена, исключенного из школы и слоняющегося по городу.
Эта нехитрая история будоражит читателей до сих пор. Я много раз видела ожесточенные жаркие споры на форумах между теми, кому нравится герой и теми, кто его терпеть не может. Причем последние прямо не по-детски кипятятся, будто затрагивают их лично. В этом сила классики - на самом деле "не будто", а затрагивают и что-то им в этом не нравится, как-то куснул, значит, автор их "розовое и мягкое". А значит писатель хороший, "надо брать", читать то бишь.
Для тех, кто не в курсе - никакой ржи и пропасти там нет, это поэтическое сравнение, мелькнувшее в одном из рассуждений главного героя:
Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа.
Такое цепляющее название - заслуга переводчика. В английском варианте это всего лишь "Ловец во ржи". Но тоже загадочно.
Мне повезло, я прочитала эту повесть в нужном возрасте. Лет в 16. Поэтому, я была в восторге. Кому важен сюжет - книга не для вас. Это просто поток сознания. По-моему очень точно схвачено как смотрит на мир подросток, причем подросток ранимый и чувствительный. Это тот самый момент перехода - когда ты вдруг понял, что мир не такой, каким всегда его представлял в детстве, что он рушится, причем только для тебя.
Это разочарование во взрослых, в авторитетах, а своего еще ничего не выработано, это растерянность, это блюз по детству - вот о чем "Над пропастью во ржи".
Но этого не понять тем, кто был слишком жизнерадостным или эдаким "пуленепробиваемым" в подростковом возрасте.