Ход конём

Сначала в качестве эпиграфа то ли притча, то ли анекдот (кому как нравится):
Умер богач и после своей смерти обнаружил, что его не впускают в
Рай.
— Простите, но вашего имени нет в Книге Жизни…
— Но как же так??? Я тот, кто построил за столько миллионов детский
сад и несколько детских домов, за столько-то миллионов я возвел
столько-то храмов, даже епархиеальное управление – и то я построил,
а вы знаете во сколько оно обошлось? Посмотрите еще раз в вашу
книгу!
— Нам очень жаль!..
— Что значит вам жаль? Идите к своему главному и разбирайтесь!
Везде бардак, даже здесь!
Ангел удаляется, но спустя некоторое время возвращается и
говорит:
— Простите, мы решили вернуть вам ваши деньги…
А теперь давайте перейдем к Евангельскому отрывку сегодняшнего дня.
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (см.: Лк.16:19-31)…
А теперь ход конём. Представьте, что у вас в подъезде завелся весь в болячках бомж, который пытается, копаясь в мусорках у вашего же дома, найти пищу себе и своим собакам… Что его ждет? Возможно, вы сами лично этого не сделаете, но – признайтесь! – вы будете рады, если кто-то из соседей позвонит и напишет «куда следует»: в милицию, домоуправление, санстанцию, еще куда-нибудь, и этого бомжа вышвырнут… А вот богач из притчи, каким бы он нехорошим не был, этого не сделал. Почему? Неужели ему не досаждал вид этого нищего у себя на ступеньках? Неужели ему нравился лай и вонь этих собак? Не думаю… Уверен, богач тоже думал, что делает что-то хорошее – тем, что всё это терпит: и нищих питает (технически, ведь питает же!), и даже бездомных собак. Возможно, при жизни все считали его меценатом, а местный священник ему даже грамоту за это вручал на престольном празднике… Присмотритесь внимательно к словам обращения богача к Лазарю – видно, что он рассчитывает на какую-то взаимность: каплю воды с перста нищего, которого он в надежде узнал, взамен на те крошки, что когда-то падали с его стола… А может, это и вовсе литота – образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого? Это могли быть буквально и совсем не крохи, а, например, блюда, к которым никто не притронулся, но которые, если по правде, все равно выбрасывать…

Бог справедлив, и Он не проигнорировал добрые дела богача (уж какие есть!) и в ответ на претензии грешника Авраам отвечает: «ты получил УЖЕ доброе твое в жизни твоей» – т.е., богач предпочел, так сказать, «снять накопившееся баллы» при жизни и обналичил их славой и почестями. Нищий страдал, а ты… нет. Ты не знал страдания даже в форме сострадания, и все что ты ни делал, было сделано без любви «на отвали».
Эта притча не о том, что творить добрые дела можно только тогда, когда они подкреплены реальной любовью и отсутствием всякой гордыни! Так можно и совсем не дождаться нужного момента для добра! Нет! Добро нужно делать только потому, что это добро, и только потому, что можешь! Это притча о том, что не стоит рассчитывать на добро, которое мы творим из-за любви к себе, как на то, что нас спасает. Внешняя активность, в которой нет никакого сострадания (т.е., реальной жертвы), а есть только самоуспокоение своей совести и приручение общественного мнения, может служить лишь стимулом к постижению настоящей возможности ко спасению и осознанию грандиозности задач, которые стоят перед нами на пути в Царствие Божие.
Знаю, не каждому священнику хватает духа сказать своим благотворителям, что просто за деньги Рай не купишь, и их жертвы принимаются не как откупные, не как то, что освобождает их от личного духовного делания. Но, благодаря за оказанное добро и честь, это обязательно нужно проговаривать, иначе это очень жестокий обман. Я так и стараюсь делать и вот сейчас это делаю... Правда, мне проще: очередей из благотворителей у нас пока нет, но Господь не оставляет и не оставит – Он мне поможет (ивр. אֶלְעָזָר , Elʿāzār, Елеазар — буквально «Бог мне помог»).
|
</> |