Хоббит: Нежданное путешествие

Люди идут, идут толпой, чтобы посмотреть сказку о гномах, магах, полуросликах и эльфах, сказку детскую и не детскую, старую и обновленную, нереальную и актуальную. Биполярный мир Средиземья манит своей красотой, простотой и одновременной сложностью граней.
История, любимая с детства, наконец-то коммерциализирована, олицетворена и представлена публике.
Тема разноса бытовой жизни всегда интересна, будь то история Ходжи Насреддина, "Бойцовский клуб" или "Хоббит". Ведь никогда не знаешь, куда заведет тебя тропинка если пойти по ней вдаль.
Фильм с самых первых кадров возвращает зрителя к трилогии "Властелин колец". Седой Бильбо пишет книгу, а юный Фродо бежит встречать Гендальфа, приехавшего на 111-й день рожденья друга. Хороший ход, сразу вспоминается уже подзабытое настроение от просмотра предыдущей трилогии, происходит легкий вход в мир Средиземья Питера Джексона. Затем следует ретроспектива, и начало фильма
Молодой Бильбо, живущий в уютной норе втянут в череду невероятных событий. Появляется маг, которого он помнит с детства, потом приходит толпа гномов - грубых бродяг, разносящих его быт в клочья, устраивающих пир из его запасов, передвигающих его мебель, галдящих и топочущих. История о драконе, договор о сотрудничестве в качестве вора... Бильбо отказывается. На утро его быт снова налажен, дом уютен и прибран как всегда, чист, пуст и... скучен. И Бильбо, как потомок хоббита-героя, как самый заядлый домосед, посылает все, хватает рюкзак и убегает вслед за пославшими все гномами - навстречу приключениям.
Сюжет толкиеновского "Хоббита" сохранен, хоть, конечно же, книга переработана и превращена в захватывающий экшн. Эта мутация была неизбежна, что понятно и не должно вызывать негатива. Хочешь соответствие первоисточнику - читай первоисточник, вот так. Но в чем же особенно заметны отступления от сказки Толкиена и в чем сохранено "то самое Средиземье"?
Образы героев яркие, очень индивидуальные, гномов всех начинаешь различать с первого знакоства, хоть их и чертова
Эльфы не вегетарианцы. Это классическая шутка американского юмора - сопоставить брутального мясоеда с утонченным веганом. Но здесь это не подходит. У них с гномами намного более глубокие разногласия, но в плане потребительском, хоть это и не описывается детально, все персонажи Толкиена чрезвычайно нормальны - они едят мясо, курят, пьют вино, копят деньги и т.д.
Вид варгов, определенно, доработали по сравнению с предыдущим фильмом, выглядят правдоподобней, волкоподобней. Гоблины абсолютно лишены чувства самосохранения (что видно из сцены спасения гномов из гоблинских пещер), хотя толкиеновские гоблины - существа злобные, но трусливые. Встретились и некоторые чрезмерные вольности то ли текста, то ли перевода - предсмертная фраза короля гоблинов ("тоже вариант") была очень неуместна, да и вообще сцена его гибели не к месту курьезна.
Есть определенные перегибы. Бурю во время перехода отряда черед горы Толкиен описывает так:
"Гроза застигла путников на каком-то узком уступе, неподалеку от которого со страшным ревом обрушивался в темную расселину водопад. Хоббит дрожал, укутавшись в одеяло с головы до пят; от холода не спасала даже отвесная скала. Если Бильбо и осмеливался выглянуть наружу, то во вспышках молний ему чудилось, что каменные великаны, играя, швыряют друг в друга обломки скал, подхватывают их и сбрасывают в темноту, где они раскалывались вдребезги или обращали в месиво многолетние деревья. Резкий промозглый ветер крепчал, и отвесная скала уже никого не могла защитить. Все продрогли и вымокли до нитки".
В фильме же мы видим разрушение скалы, на которой стоит отряд, каменными гигантами и такую бойню в стиле Mixfight, в которой не выжили бы нормальные существа.
Да и вообще в герои, хоть они и крепкие гномы, получают столько травм не совместимых с жизнью, что, кажется, шанс добраться до конца фильма есть только у Гендальфа.
Сказки с приключенческим сюжетом наполнилась кровавыми боями. Даже сцена с тремя горными троллями, которую вполне можно было бы по книге оставить курьезной, стала ареной боевых действий, на которой дюжина гномов-берсерков рубит в труху трех гигантских троллей, хоть и малорезультативно, но очень впечатляюще.
Есть и сцены, которые разбавляют общую динамику фильма - приход гномов к Бильбо в нору и их песня у камина, история старого гнома о битве гномов и орков, игра в загадки Бильбо с Горлумом. Но их мало, поэтому все действие несется от одной схватки до другой.
Съемки Новой Зеландии как всегда впечатляют. Тут видна серьезная работа Джексона и Лесни с крупными планами, видами, пейзажами. Красиво там, безумно.
Дизайн стал еще тоньше. Детализирована и продумана каждая мелочь. Костюмы героев, хоббичья нора, гоблинские пещеры, тролье логово, лесные поселения. Очень понравилось сохранение пропорций героев.
Вот такие у меня впечатления. Спасибо IMAX и A-One
На фильм идти стоит, это та премьера, которую жалко пропустить. Но не нужно забывать, что есть "Хоббит" Джона Толкиена - тонкая, умная, интересная и веселая сказка, написанная задолго до появления 3D технологий.
|
</> |