«Хлопковое дело»: как Андропов посадил 30 тысяч человек
picturehistory — 17.06.2022Врут те, кто говорят об отсутствии коррупции в Советском Союзе. Да, нужно признать, что объемы казнокрадства, злоупотребления служебным положением и прочие «гадости» были несопоставимы с размахами коррупционеров в 90-е, но было всякое, причем очень ущербное для государства. Один из самых ярких примеров – так называемое «хлопковое дело», развернутое после смерти Леонида Ильича Брежнева в 1982 году. Тогда следственные группы посадили десятки тысяч человек, судами было вынесено несколько смертных приговоров, а весь уклад жизни в Узбекской ССР был полностью перевернут!
Узбекистан, хлопок и Брежнев
До конца 40-х годов Узбекистан был настоящим «садовым» раем. Выращивалось огромные количество овощей и фруктов, люди, конечно, трудились, но в меру своих сил, без перенапряжения, получая за это приличную зарплату. Не сказать, что это была передовая республика во всех отношениях, но уровень жизни там в некоторых моментах превышал даже московские «показатели». Потом Советское правительство внезапно поняло, что для оборонной промышленности нужно огромное количество хлопка, а лучше всего он растет именно там, в Узбекистане. С начала 50-х многие тысячи гектаров начали засевать этой культурой, постепенно выращивание ее стало смыслом жизни республики, возникло что-то вроде культа.
Леонид Ильич Брежнев, получивший власть в 1964 г., сразу стал смотреть в сторону Узбекистана и его руководства с особой любовью. Он понимал, что для эффективной работы хлопковой промышленности узбекам нужно дать возможность жить так, как они привыкли за столетия своей истории – в феодальном строе. Возникло что-то вроде негласной договоренности:
Шараф Рашидов, руководитель Узбекской ССР, всегда и во всем поддерживает любые линии Партии;
Советское правительство во внутренние дела республики особо не вмешивается;
Узбекистан дает стране столько хлопка, сколько сможет (имеется в виду максимум, на пределе сил).
В один момент, во время визита Рашидова в Москву, он пообещал поднять производство хлопка с 4.5 миллиона тонн в год до 5.5. Брежнев поинтересовался, можно ли 6. Шараф ответил утвердительно. Для Узбекистана это был приговор…
Шараф Рашидов, руководитель Узбекской ССР
Масштабы воровства
Все узбеки без исключения понимали, что дать стране столько хлопка, сколько поставлено в плане, невозможно – он в таком количество просто не вырастет. Однако руководство республики это не особо останавливало – председатели местных колхозов, которые и до этого-то работников особо не жалели, начали натурально их терзать:
продляли рабочий день;
урезали зарплату;
выгоняли на хлопковые поля беременных женщин, детей, больных людей.
И все для того, чтобы хотя бы немного повысить реальные показатели, снизив уровень «подозрительности» со стороны Москвы. Разумеется, ситуацию это не спасало.
В итоге уже во второй половине 70-х узбекское начальство почти на всех уровнях начало приписывать в документах несуществующие объемы хлопка, чтобы показывать правительству страны, что, мол, план выполняется, а скоро будет перевыполняться. Считается, что с 1977 по 1982 г. в общей сложности «левого» хлопка написали около 5 миллионов тонн, а ущерб, нанесенный этими действиями Советскому Союзу, составил порядка 3 миллиардов рублей, сумма немыслимая! При этом никаких действенных попыток пресечь беспредел, царивший в республике, не предпринималось. Да, еще с середины 70-х гг. в МВД СССР пытались вывести на чистую воду коррупционеров, но любые поползновения пресекались лично Брежневым, в результате чего Рашидов смог заниматься тем, чем хотел – богател, продвигал по служебной лестнице своих близких, воровал…
Крах
Юрий Владимирович Андропов / Обложка с журнала «Time»
Брежнев умер 10 ноября 1982 года, чем немало порадовал Андропова. Нет, он не желал смерти Леониду Ильичу, напротив, глубоко его уважал, но Юрий Владимирович давно жаждал ликвидировать коррупцию в СССР, и Узбекистан во главе с Рашидовым для него был натуральной костью в горле – новый генсек, будучи председателем КГБ, собирал компромат на руководство республики аж с начала 70-х, и до сего времени не имел возможности использовать его «по назначению». Уже в январе 1983 года Андропов сделал выговор Рашидову (тому бы в отставку быстренько уйти, но нет, слишком распустился), в феврале-марте прошли первые задержания взяточников в Узбекской ССР, а в апреле начала работать следственная комиссия по раскрытию преступлений, совершенных в хлопковой промышленности.
Пресс-конференция в Прокуратуре СССР следственной группой с демонстрацией ценностей, изъятых у преступников, бравших взятки, 1 апреля 1988 год / © RIA Novosti
Сам Рашидов наказания избежал – умер в октябре 1983 года, по некоторым версиям покончил с собой с помощью медленнодействующего яда, а вот остальные звенья коррупционной сети получили, что называется, «по полной программе». Руководители комиссии Николай Иванов и Тельман Гдлян с подозреваемыми не церемонились – даже пытки по отношению к ним применялись, однако, невиновных на удивление не было, в той или иной степени участвовали в преступной деятельности все руководители Узбекистана, директора заводов, логистических центров и пр. В результате к 1989 было вынесено несколько смертных приговоров, лишением свободы «отделались» порядка 30 тысяч человек, большинство которых после распада СССР были помилованы новым президентом Узбекистана Каримовым, а общая сумма изъятых у коррупционеров денег по самым скромным подсчетам составляет 22 миллиона советских рублей!
См.также:
Взлёт и падение Николая Щёлокова: Кто виноват в гибели главы советской милиции
Юрий Соколов: первый «козел отпущения»
«Ленминводторг»: дело о коррупции в Ленинграде 1960-х годов
Как советский генерал милиции стал главой продуктовой мафии: Волгоградское дело.
Дело маникюрши
|
</> |