Хырка-и Шериф – Мечеть плаща Пророка


Увайс аль-Карани жил в Йемене во времена Пророка Мухаммеда, но никогда не встречался с ним. Он был простым погонщиком верблюдов, принявшим Ислам, и не раз подумывал отправиться в путь, чтобы увидеться с Мухаммедом, но его мать была стара и больна и долгое время не отпускала сына. А когда все-таки отпустила, взяв обещание вернуться в положенный срок, то Увайс не застал Пророка, так как тот был в отъезде. И, хотя их встреча так и не состоялась, между ними существовала, как считается, духовная связь: Мухаммед говорил, что с Йемена до него доносится благоухание от друга. По завещанию Пророка Увайсу была передан плащ, в котором Мухаммед совершил мирадж – вознесение на небеса.
Плащ этот («хырка») долгое время хранился в семье аль-Карани, передаваясь из поколения в поколение, а в 17-м в. по указу султана Ахмета I был перевезен потомками Вейселя Карани (так по-турецки звучит имя Увайса) в Стамбул. Они поселились в районе Фатих, открыв доступ к плащу всем желающим.
Всего в Стамбуле хранится 2 плаща Пророка: Хырка-и Саадет в сокровищнице дворца Топкапы и Хырка-и Шериф, в одноименной мечети в Фатихе. Однако мечеть эта появилась далеко не сразу – лишь при султане Абдул-Меджиде I в 1851 г. До этого плащ выставлялся в специально устроенном для этого отдельном помещении.

За этими массивными стенами и воротами нас ожидает подъем, который ведет во дворик и к самой мечети.

Мечеть, несмотря на ожидание чего-то пышного, смотрится совсем небольшой. Архитектор, построивший ее, неизвестен; иногда называют имя Карапета Бальяна.


Внутри мечеть выполнена в белом и зеленом, цвета хны, тонах, с которым неожиданно сочетается темно-красный камень.

Считается, что октагональная форма мечети была заимствована у Куббат ас-Сахры – мечети в Иерусалиме.



Вместо привычных для многих, в том числе и исторических мечетей росписей или плитки «чини» тут лепнина, изображающая растительный орнамент.


Крайне интересны в этой мечети михраб, минбар и вааз кюрсюсю, которые выполнены из темно-красной брекчии – они единственные в своем роде, других подобных просто нет.



Здешний вааз кюрсюсю (кафедра для чтения проповедей) считается одним из самых красивых в Стамбуле – наряду с брекчией при его изготовлении использована также искусная резьба по белому мрамору.


Даже оконные ограничители из той же брекчии).

Сам плащ Пророка хранится в отдельной пристройке к мечети – на фото она слева. Доступ к нему для всех желающих открыт во время месяца Рамадана, и тогда очередь к святыне растягивается по улице вдоль стен не на одну сотню метров.

В еще одной постройке на территории мечети – другие мусульманские реликвии, к ним открывают доступ перед пятничным намазом.

Территория мечети Хырка-и Шериф благодаря свои мощным стенам и воротам очень сильно обособлена от окружающего города – так, что он кажется где-то вдалеке и вообще в другом времени.

Фонтан-чешме с наружной стороны мечети.

Если у вас есть немного времени, прогуляйтесь по смежным улочкам – здешний Стамбул все еще в достаточной степени патриархальный и, пусть зачастую и отреставрированный, но до сих пор сохраняет дух старого города.



Любопытное котейко на ограде.

А за оградой – дом, который принадлежит потомкам Увайса аль-Карани, они до сих пор живут в Стамбуле. И какая-то непонятная развалина во дворе.

Найти мечеть Хырка-и Шериф достаточно легко – она находится на пару кварталов выше известной многим мечети Фатих. Вам нужно будет перейти от нее на другую сторону проспекта Fevzi Paşa Cd. и, следуя указателю Hırka-i Şerif Camii, немного углубиться в улочки Фатиха.
|
</> |