Хиджазская железная дорога на территории Израиля

топ 100 блогов puerrtto27.12.2019 Сегодня Израиль в плане транспорта напоминает остров, хотя географически находится в центре Ближнего Востока и имеет границы с 4 странами: Ливан, Сирия, Иордания и Египет. С первыми двумя границы наглухо закрыты со дня образования Израиля в 1948, что касается Египта и Иордании, то хотя на бумаге между государствами мирные договора, но по факту дружить не получилось. Торговля близка к нулю и разве что иностранные туристы периодически пересекают границу, создавая иллюзию, что не все так плохо.

Хиджазская железная дорога на территории Израиля



А ведь до 1946 года (обратите внимание, что не с 1948 когда возник Израиль, а двумя годами раньше) территория современного Израиля была настоящим транспортным узлом Ближнего Востока. Железные дороги пересекали его во все стороны: линия из Стамбула в Каир проходила через Хайфу и Тель-Авив, ответвление Хиджазской железной дороги вело из Аммана и Дамаска в Хайфу, была линия из нынешней Беер-Шевы на Синай, что нынче на египетской стороне. Еще и Западный берег (нынешняя Палестина) был связан с Хайфой регулярными паровозами.

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

16 июня 1946 года еврейские повстанцы, ведшие войну с Великобританией за независимость Израиля предприняли операцию, получившую название "Ночь мостов". Тогда за одну ночь с 16 на 17 июня 1946 года взорвали десяток мостов на тогдашних границах Палестины: на севере два моста в окрестностях Метулы на границе с Ливаном, мост над Ярмуком и мост Аленби с Иорданией, был взорван мост на побережье в Рош Ханикре с Ливаном, два моста над рекой Газа на юге и другие. Оставшись без мостов, британские силы оказались надолго оторванными от своих баз в соседних арабских странах. Для еврейских же повстанцев "Ночь мостов" стала поворотным моментом в борьбе за независимость, которая стала особенно ожесточенной именно с этого момента.

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Сегодня Израиль по-прежнему отрезан в плане железных дорог от соседних арабских государств. Эти взорванные в 1946 году железнодорожные мосты стоят по сей день на границах, напоминая о событиях почти 75 летней давности. Также, о тех временах напоминают колоритные старые рельсы, встречающиеся в самых разных уголках Израиля. Несколько лет назад была принята государственная программа по сохранению железнодорожной истории страны и многие старые оттоманские и британские станции были восстановлены.

Современная железная дорога Израиля достаточно хорошо развита, по ней курсируют современные поезда и в принципе она мало чем отличается от уровня железных дорог в Западной Европе. Некоторые линии проложены параллельно с исторической железной дорогой, построенной турками в начале XX века. Например, линия из Хайфы в Бейт-Шеан на границе с Иорданией.

Вчера мы прокатились от Хайфы и до границы с Иорданией близ Бейт-Шеана, посетив по пути примерно пять исторических станций:

1. Хайфа Мизрах (Haifa Eastern), построенная турками в 1903 году и расположенная в старой части Хайфы и сегодня превращенная в музей железной дороги. Если я не ошибаюсь, то станция бездействует с 20 июня 1946, когда ее взорвали еврейские подпольщики. Дело в том, что на эту станцию прибывали британские военные составы с вооружением и солдатами, соответственно такое место было важной целью для местных партизан.

2. Станция Эльрой (Elroi) примерно в 15 километрах юго-западнее Хайфы. Построена турками примерно в те же годы, когда и первая станция в Хайфе. Сегодня бездействует.

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

3. Станция Кфар Йегошуа (Kfar Yehoshua) в 22 километрах от Хайфы, построенная в 1905 году турками и тоже бездействует. Это была в свое время достаточно важная станция, узловая. Здесь паровозы заливали воду, здесь перецепляли вагоны и все прочее.

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

4. Станция Афула (Afula) в 35 километрах от Хайфы и тоже сегодня недействующая.

5. Станция Бейт-Шеан (Beit Shean), 62 километра от Хайфы.

6. Станция Гешер ха'Яшана (Old Gesher) прямо перед пограничным мостом в Иорданию. Сам мост был взорван в 1946 году и на нем по сей день застыли несколько вагонов. Словно забытые во времени. Вначале поставлю старую фотографию, которую снял в дневное время суток пару лет назад. Затем фотографии вчерашние -

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

А вот вчера -

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

7. Станция Хама (Hama) рядом с курортом Хамат Гадер на стыке границы Израиля, Иордании и Сирии. Мощное ущелье, бурная речка и обрушившийся от взрывов в 1946 году железнодорожный мост.

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

А вот как выглядит мост в районе Хамат-Гадера, через который до 1946 курсировали поезда в Иорданию и Сирию -

Хиджазская железная дорога на территории Израиля

Нам кстати очень повезло! Именно в день нашего приезда военные открыли ворота пограничного забора и пропустили какую-то группу туристов к мостам. Обычно туда не попасть, это пограничная зона с Иорданией между рекой Иордан и собственно забором. Но сегодня был наш день. Смогли почти вплотную подойти к мостам, оказавшись в десятке метров от иорданской стороны и увидеть эти мосты. Жаль, что в темноте. Но на фотке видны и мосты и вагоны.

А потом был дождь и мы вымокли до нитки!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Здравствуйте, Лара! Благодарю за Вашу рубрику ответов! Не знаю, как написать свое. Если историю начать с начала, я переехала в новый город. А мой муж не ехал, думаю, был в сомнениях, и по поводу переезда и вообще всего. До этого уже брак был в кризисе, я хотела развестись, т.к. ...
Релевантность: Достижение целей благодаря пониманию, что имеет значение Relevance: Hitting your goals by knowing what matters Менеджеры и лидеры бизнеса все больше и больше теряются в море данных, продуцируемых информационными системами их компаний. Беря на ...
...
Предлагаю вниманию читателей следующую картинку, опубликованную в журнале «Успехи физических наук», в статье «О некоторых корреляциях в сейсмодинамике и двух компонентах сейсмической активности Земли». В статье показано, что во время проведения полномасштабных программ подземных ядерных ...
Минутка   совпадений  и  накаркиваний.  Прочитала  вчера    новый  пост   одного   из  наиболее  ярких    представителей  охранки  -  Якеменко -  и  внезапно  ...