Хеврон - 5

топ 100 блогов leorer10.07.2010 Начало:
http://leorer.livejournal.com/540266.html
http://leorer.livejournal.com/540482.html
http://leorer.livejournal.com/540915.html
http://leorer.livejournal.com/541077.html

Тель-Румейда расположена на холме, где находился древний Хеврон. Он доминирует над городом. Там действительно развалины четырехтысячелетней давности. Здесь ведутся раскопки:

Хеврон - 5

А это то, что осталось от городских стен:

Хеврон - 5

В Тель-Румейде живут несколько десятков человек, здесь же расположена военная база. Когда я побывал в Тель-Румейде 10 лет назад, там находилась только эта постройка:

Хеврон - 5

Она и сейчас на своем месте, и в ней живут поселенцы. Но рядом в 2005 году был построен новый дом для евреев:

Хеврон - 5

Он построен прямо над раскопками, поэтому он на столбах. Под столбами - раскопки. В свое время археологи возмущались по этому поводу: "Если вы так любите свои древности, зачем строить новый дом на месте раскопок?" Но у поселенцев своя логика.
Вот камни четырехтысячелетней давности под этим домом:

Хеврон - 5

И вход на военную базу:

Хеврон - 5

Напротив нового еврейского дома стоит зарешеченный снизу доверху арабский. Сетки и решетки не спасают его, однако, от камней:

Хеврон - 5

Навстречу нам из временного еврейского дома вышла тетка:

Хеврон - 5

С ней у нас завязалась дискуссия. "Это наша земля, арабы живут в 22 странах, в Америке, во всей Европе, пусть они туда и едут, а мест, где живая еврейская история, очень мало. Вся земля здесь принадлежала евреям". На вопрос о зарешеченном доме она сказала: "Там живут хамасники. У них сын в израильской тюрьме. Если бы им не платил Красный крест за то, что они здесь живут, они бы давно убежали на ту сторону. Представьте, что еврейская семья поселилась бы в арабской части Хеврона. Она не прожила бы там и 24 часа".
На вопрос одного из участников нашей группы, что будет, если арабы потребуют свое имущество в Яффо, Хайфе и Лоде на основе таких же критериев, она ответила: "Это ваша проблема". (Спасибо за откровенность). "Хотите - отдавайте. Но я считаю, что мы выиграли войну в 1948 году, и мы ничего им не должны".
В заключение тетка предложила нам приехать в Тель-Румейду самостоятельно, не в составе группы "Шоврим Штика", а также посетить хевронские фестивали. В целом она была доброжелательной, и никто не повышал тон.
С другой стороны от нового еврейского дома оборудована автостоянка для машин еврейских жителей и военнослужащих с базы:

Хеврон - 5

На другой стороне площади бывший арабский дом, ныне занятый поселенцами:

Хеврон - 5

По поводу собственности на это дом до сих пор идет судебный процесс. Евреям легче из-за того, что арабской семье, убежавшей из дома, все надоело, и она не проявляет настойчивости. Рядом вход во двор, принадлежащий другой арабской семье. Ее не так "достают", как жителей дома за решеткой, потому что арабский дом достаточно глубоко во дворе, и он ближе к военной базе, чем к домам евреев. Но на воротах дома написано: "Кахане":

Хеврон - 5

И эта надпись многое объясняет.
Пока мы там находились, подошел мужик из местных и начал орать:

Хеврон - 5

Этот тип, в отличие от тетки, оказался очень агрессивным. Экскурсовод попросил нас не вступать с ним в разговоры, потому что в таком случае армия нас немедленно прогонит. Пока нам объясняли ситуацию, он на нас орал, обзывал арабскими шлюхами, пытался перекричать:

Хеврон - 5

Особенно он придирался к Иегуде. Разумеется, называл его "дезертиром", "доносчиком", и т. д, и т. п. Но до драки дело, к счастью, не дошло, хотя мужик бы с удовольствием ее инициировал.
Снизу на снимке его сын.
Мы пошли вниз, и на перекрестке за нами заехал автобус. У него было выбито стекло в кабине водителя:

Хеврон - 5

Пока автобус стоял на стоянке у пещеры Махпела, кто-то выбил в нем стекло. Поскольку вход арабам в ту часть города запрещен, понятно, кто это сделал.
Мы приехали на площадь перед пещерой Махпела и пошли в пещеру, помолиться:

Хеврон - 5

У входа в залы нас остановил охранник, спросил, не из группы ли мы "Шомрим штика" и заявил, что дальше нельзя. "Ведутся работы". Тем временем сквозь "битахон" свободно проходили отдельные евреи. Все понятно, селекция по идеологическому признаку. Иегуда отправился к начальнику службы безопасности и потребовал объяснений:

Хеврон - 5

Хеврон - 5

Разбрирательство продолжалось порядка 20 минут. Я спустился вниз и пошел в магазинчики, но несколько человек остались наверху, и они таки смогли вместе с Иегудой помолиться в пещере Махпела. Потом Иегуда сказал мне: "Это нельзя оставлять без ответа. Понятно, что они хотят устраивать тут идеологическую селекцию для евреев и пропускать только правых, но мы этого не допустим. Мы евреи, израильтяне, и имеем право приходить и молиться в пещере Махпела".

На этом наши приключения не закончились. У шлагбаума на въезде в Кирьят-Арбу, через которую проходит дорога в еврейский Хеврон, наш автобус остановил "равшац" - ответственный за безопасность ишува. Он заявил, что ехать через Кирьят-Арбу нам нельзя, потому что есть сведения, что мы можем устроить там провокации против поселенцев. (!) Если ехать, то только в сопровождении армейских джипов. Завязался спор:

Хеврон - 5

Хеврон - 5

Хеврон - 5

Иегуда снова пошел на принцип. "Мы евреи, израильтяне, и имеем законное право тут ездить". Тем временем подъехал джип военной полиции. Он в итоге и проводил нас до выезда из Кирьят-Арбы - сонного городка, типичного большого поселения, охраняемого гетто за колючей проволокой. Мы не смогли бы устроить там провокацию, даже если бы хотели, ввиду отсутствия объектов провокаций. Но к могиле Баруха Гольдштейна, входившей в программу экскурсии, мы, понятно, не попали.
Спор Иегуды с полицейскими продолжился и после нашего выезда в сопровождении джипов из Кирьят-Арбы, но уже не на таких повышенных тонах:

Хеврон - 5

Хеврон - 5

Кстати, про "равшаца". "Равшац" - это ответственный за безопасность поселения, государственный служащий, получающий зарплату. Все солдаты, охраняющие поселения, поступают в его распоряжение. Он может отдать им любое распоряжение - отогнать пастухов, снести бедуинскую палатку. Обжаловать его невозможно. Все потребности поселения, связанные с его охраной, определяет "равшац".

И в заключение про организацию "Шоврим штика".
В 1994 году группа парней, служивших на территориях, собралась и начала обмениваться мнениями. Что делать? Они решили устроить выставку в Тель-Авиве про Хеврон. И устроили, с фотографиями и свидетельствами очевидцев. Выставка вызвала большой резонанс. После этого они решили, что мало "привезти Хеврон в Тель-Авив", надо "привезти Тель-Авив в Хеврон", и начали организовывать экскурсии туда. Так возникла организация "Шоврим штика". Военные власти отказались их пускать. Ребята подали иск в Багац и выиграли его. С тех пор они возят группы в Хеврон и на Хевронское нагорье, знакомят людей с ситуацией в этих местах.
Организация собирает свидетельства очевидцев, служивших на территориях. Изданы две брошюры - "Свидетельства солдат из Хеврона" и "Свидетельства солдаток из Хеврона". Я их взял себе. Имена свидетелей записаны в организации, они известны ее активистам, но не публикуются, "чтобы не мешать людям в жизни".
"Шоврим штика" получает финансирование от "Нового израильского фонда", а также от ряда европейских посольств, имеющих особые фонды, выделяемые для развития демократии в странах пребывания. Авнер считает, что это нормальная и правильная практика. "Мы хотим быть нормальной, демократической страной, и спонсоры - наши друзья". В организации "Шоврим штика" работают несколько человек, большинство из них - в качестве волонтеров. Они выступают с лекциями, организуют фотовыставки, водят экскурсии.
От себя добавлю, что это финансирование и эти средства - копейки по сравнению со средствами и возможностями, которыми обладают в Израиле правые организации, спонсируемые в основном богатыми евреями. Так что "чья бы корова мычала", как говорится.
Со всеми вопросами можно обращаться на сайт организации.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
09.07.2010 Хеврон - 1
Архив записей в блогах:
если посмотреть на историю жизни на земле, развитие идет исключительно через глобальные или локальные катастрофы. Была надежда, что разум позволит их избежать, но где он тот разум? Можно быть мыслящим существом, даже человеком, но поступать (принимать решения) неразумно. Так сказать, ...
Несмотря на то, что памятник Советскому Солдату в Таллине перенесли из центра города на окраину, на Военное кладбище, он утопает в цветах. Это ли не свидетельство того, что люди не хотят забывать, кто был истинным освободителем Европы от фашистов? ...
...
Все это, господа, конечно, хорошо. Очень даже все это хорошо. А вот... ке фер? Фер-то ке? Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 3: "Городок". Рассказывали мне: вышел русский генерал-беженец на Плас де ла Конкорд, посмотрел по сторонам, глянул на небо, на площадь, на дома, на пеструю ...
Губернатор Одесской области, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что принял решение подать в отставку. Причина - нежелание властей бороться с коррупцией. Вот, что он сказал на конференции в Одессе: "несмотря на смену власти на Украине, в стране процветает коррупция и "как ...