Хельсинки железнодорожный пассажирский
ru_railway — 20.02.2020 Железная дорога пришла в город Хельсинки более полутора века назад в 1862 году во времена Российской империи ещё при русском царе Александре II. Сегодня в городе два крупных пассажирских железнодорожных узла, подробная информация о которых есть в сети в большом количестве, поэтому предлагаю рассмотреть их оба вкратце в одном обзоре.1. Главным пассажирским железнодорожным узлом города является Центральный вокзал, здание которого, построенное в 1919 году в стиле модерн финским архитектором Элиелем Саариненом, недавно отметило свой 100-летний юбилей.
2. Фасад здания выходит на улицу Kaivokatu, рядом находится привокзальная площадь, которая в городах Финляндии обычно носит название "Железнодорожная" (Rautatuentori).
3. Фасад украшают рельефные гранитные скульптуры каменных атлантов, расположенные попарно по обе стороны от центрального входа и держащие в руках светильники в виде земного шара. Первоначально здание вокзала планировалось украсить скульптурами медведей, однако эта идея была реализована при оформлении вокзала Выборга.
4. Станция является тупиковой и имеет 19 путей с пассажирскими платформами, накрытые светопроницаемыми сводами. Это конечный пункт всех типов дальних и пригородных поездов, курсирующих по Финляндии и региону соответственно.
5. Центральный вокзал обслуживает скорые поезда "Intercity" и скоростные "Pendolino", связывающие Хельсинки с другими регионами Финляндии, пригородные электрички по столичному региону и за его пределами, а так же международные поезда "Лев Толстой" и "Аллегро" на Москву и Санкт-Петербург.
6. Скоростные поезда "Pendolino", известные системой наклона кузова при прохождении кривых, являются наиболее быстрыми в Финляндии. На финских железных дорогах им присвоена серия Sm3. Каждый состав серии Sm3 состоит из шести вагонов, четыре из которых, включая два головных с кабинами управления, являются моторными и два, находящиеся в середине состава, прицепными. Пантографы состава устанавливаются на прицепных вагонах.
7. Составы серии Sm3 не имеют общего для всех вагонов номера. Номер здесь присваевается каждому вагону отдельно, общими для всего состава являются лишь последние две цифры. К примеру для состава на фото головные моторные вагоны имеют номера 7104 и 7604, промежуточные моторные - 7204 и 7504, прицепные - 7304 и 7404. В составе вагоны расположены в порядке нумерации по возрастанию. В прицепном промежуточном вагоне 7304 так же есть ресторан. Состав способен развивать скорость до 220 км/ч, но может развить её лишь на участке Керава - Лахти, где инфраструктура предназначена для таких скоростей.
8. Международный "Аллегро", курсирующий между Хельсинки и Санкт-Петербургом, является аналогом "Pendolino", расчитанный на два стандарта питания от контактной сети и адаптированый под системы сигнализации железных дорог Финляндии и России. На железных дорогах Финляндии ему присвоена серия Sm6. Кроме адаптации к системам питания и сигнализации российских железных дорог от Sm3 так же отличается количеством вагонов в составе, здесь их семь вместо шести - в середине состава добавлен ещё один прицепной промежуточный вагон.
9. Вторыми по скорости на финских железных дорогах являются скорые поезда "Intercity", делающие остановки только на крупных станциях. Представляют собой пассажирские составы на локомотивной тяге, в которых является обязательным использование двухэтажных вагонов.
10. В столичном регионе Финляндии поезда "Intercity" приводятся в движение в основном швейцарскими односекционными четырёхосными электровозами переменного тока серии Sr2, получившими на местных железных дорогах прозвище "Морская свинка" (Marsu).
11. Всё реже и реже с каждым годом попадаются "Морские свинки" в старой окраске. Sr2-3212 со скорым поездом "Intercity" сообщением Хельсинки - Турку. В ходу с интервалами примерно каждый час. Составы "Intercity" предназначены для скоростей до 160 км/ч.
12. Для удобства обращения на составов на конечных станциях хвостовые пассажирские вагоны в одном из торцов оборудуют кабинами, приспособленными для управления локомотивом серии Sr2 дистанционно из хвостового вагона. Это экономит время на обгоне и перецепке электровоза в другой конец состава.
13. Новочеркасский Sr1-3105 прибывает с фирменным поездом "Лев Толстой" сообщением Москва - Хельсинки. На финских железных дорогах электровозы этой серии получили прозвище "Сибирский волк". Сейчас в столичном регионе с пассажирскими вижу их всё реже и реже, однако в отдалённых от столичного регионах всё ещё попадаются.
14. В качестве пригородных электричек на близкие расстояния с большим количеством остановок в столичном регионе эксплуатируются швейцарские электропоезда Stadler FLIRT, получившие на железных дорогах Финляндии серию Sm5 и заказанные для замены постепенно уходящих из эксплуатации серий Sm1 и Sm2 местного производства. Все имеют длину 4 вагона, работа которых в расцепленном состоянии не предусмотрена, и возможность работы по СМЕ для простой и быстрой возможности увеличения длины составов.
15. Составы Stadler FLIRT способны развивать скорость до 160 км/ч если позволяет инфраструктура. Если сравнивать интерьер составов этих серий для широкой колеи (1520/1524 мм), то салон Sm5, построенных для железных дорог Финляндии, по уровню комфорта уступает салонам поездов аналогичных серий для Белоруссии и Эстонии.
16. Для пригородных маршрутов на более дальние расстояния с меньшим количеством остановок используются гораздо более комфортабельные составы из итальянско-французско-испанских вагонов серии Sm4, которые финские железнодорожники почему-то прозвали "кроликами" (Pupu). Все вагоны в составах этой серии моторные с кабинами управления, секция состовляет два вагона. Возможна работа по СМЕ в две секции (4 вагона). Эксплуатируются в основном на маршрутах между Хельсинки, Рийхимяки и Лахти с малым количеством остановок.
17. Пригородные электрички почти всех видов и мастей, эксплуатируемые в настоящее время. Для полноты картины не хватает какого-нибудь оставшегося в живых "классического" Sm2.
18. А вот и он, выделяющийся на фоне современной бледно-зелёной массы FLIRT'ов своим "старомодным" для финских железных дорог красно-белым окрасом, мирно стоящий рядом со своими "коллегами" нового поколения и готовящийся передать им эстафету. Кажется, ещё недавно все ближние пригородные маршруты с частыми остановками принадлежали именно этим составам. Десять лет пролетели как один день.
19. До 2014 года каждую весну на Центральном вокзале Хельсинки устраивалась выставка различных растений, произростающих в климате Финляндии и вокзал превращался в оранженею.
20. Перроны были украшены зеленью и выглядело это примерно так.
21. У каждой посадки была табличка с названием.
22.
23. Были и инсталяции на садовую тему.
24. Для разгрузки Центрального железнодорожного вокзала Хельсинки тремя с половиной километрами севернее действует второй крупный железнодорожный узел города - станция Пасила. Это единственный в городе пункт остановки для поездов дальнего следования, следующих на Центральный вокзал и отправляющихся с него..
25. Последнее здание вокзала станции Пасила было построено в 1990 году, однако сейчас на его месте ведётся грандиозный ремонт и постепенно возводится новый вокзал. Вокруг пассажирских перронов пока царит беспорядок, но власти города обещают возвести над станцией ультрасовременный квартал небоскрёбов. На фото последнее здание вокзала до сноса.
26. В отличии от Центрального вокзала на станции Пасила всего 10 путей с пассажирскими платформами, а за ней пути расходятся на два направления - главную линию на север (в Тампере) и береговую линию на запад (в Турку). А в далёком почти фантастическом будущем отсюда планируется тоннель под Балтийским морем в Таллинн.
27. Здесь же, на станции Пасила, находится терминал для погрузки автомобилей на специальные вагоны-автовозы на случай, если путешественник, отправившийся поездом в Лапландию, решил взять с собой своего верного коня.
28. Вагоны-автовозы на железных дорогах Финляндии бывают двух типов - крытые и открытые. Открытые как правило прицепляют к составам из старых вагонов, крытые - к составам из новых вагонов.
29. Автомобили попадают в вагоны по специальным двухярусным эстакадам. Для того, чтобы поставить машину в вагон, в терминале имеются специальные работники. Но при желании владелец авто может сделать это сам.
30. Совсем рядом с терминалом находится локомотивное депо "Илмала", в котором "проживает" почти весь подвижной состав, эксплуатирующийся в Хельсинки.
31. Помимо регулярно эксплуатируемого подвижного состава здесь можно встретить новые четырёхосные электровозы переменного тока Vectron, которым на железных дорогах Финляндии присвоена серия Sr3. В отличии от своих "предшественников" у Sr3 имеются два дизель-генератора для маневровой работы на путях, не оборудованных контактной сетью. В будущем этой машиной планируют заменить построенные когда-то в СССР для Финлянди Sr1.
32. Здесь же встречаются и старые пригородные Sm2 местного производства, которые в отличии от Sm1 ещё не успели полностью списать и их ещё периодически можно встретить на пригородных маршрутах. Электросекции серий Sm1 и Sm2 полностью совместимы в работе, каждая секция состоит из двух вагонов, один из которых является моторным, второй - прицепным, оба вагона оснащены кабиной управления. Составы могут состоять из двух или трёх секций (4-6 вагонов), сцепленых по СМЕ кабиной к кабине.
33. С противоположной стороны от станции находится одноимённое старое веерное депо "Пасила", находящееся в состоянии средней степени запущенности. Депо постепенно разбирается и железнодорожных путей с каждым годом здесь становится всё меньше и меньше.
34. Еще совсем недавно здесь могли порадовать глаз старые дизельные рельсовые автобусы серии Dm7, работавшие в пригородном сообщении Хельсинки аж до 80-х годов прошлого века.
35. Рельсовый автобус Dm7-4207. Слышал, что вполне в рабочем состоянии. Возможно даже эксплуатируется в составе какого-нибудь ретропоезда на Порвоо в тёплые летние дни?
36. Бывший рельсовый автобус Dm7-4105 постигла совсем иная судьба. Сейчас он служит автомотрисой для монтажа контактной сети Ttv-15 на технические нужды железной дороги.
37. Уголок прошлого в настоящем.
38. Здесь же, на "задворках" старого веерного депо можно много спецтехники. Рабочий поезд из железнодорожного автокрана Tnk4-983 и лёгкого грузового мотовоза Tka7-232.
39. Лёгкие грузовые мотовозы серии Tka7 довольно распостранены и используются для технических нужд не только железных дорог Финляндии, но и метрополитена Хельсинки. Некоторые из них оборудованы краном и плугом снегоочистителя путей.
40. Благодарю за внимание!
|
</> |