Hearts of Iron 4

топ 100 блогов war_tundra11.06.2016 Прошло несколько дней с выхода и теперь уже могу нормально определиться с впечатлениями:

HOI 4 - отличная игра, но для постороннего человека понять чем она такая охуенная будет трудно. А обучение лишь учит совсем базовым вещам.
Да что там постороннему, даже знакомому с парадоксоиграми будет непонятно без штудирования вики.

А ведь в них действительно много крутого:

1)Производство стало интересным элементом геймплея, а не просто заказал - пришло.
Помимо базовых моделей техники теперь есть варианты, которые апгрейдятся за накопленный в боевых действиях (или полученный другим путём) опыт.

Причём базовые модели довольно интересно расставлены.
Например, вот самолётное дерево Британии:



тут и далее - картинки кликабельны
Hearts of Iron 4

Как видно, большие промежутки между 36 и 40 и 44 сделают нацию без опыта чрезвычайно отстающей уже, например, к 42му году.

Ну и с танками аналогично - хоть там промежутки поменьше, но и различия между моделями поменьше. Например, у меня так получилось что Panzer IV прокачанный по максимуму (у меня уже был к 42му) не хуже пантеры. А терять эффективность производства не хочется.

Да, эффективность производства.
Теперь вместо абастрактных дивизий мы штампуем танки/самолёты/винтовки/автоматы и т.д.
А уже из произведенного часть идёт на восполенние потерь, другая - на тренировку новых.
Ну и можно просто складировать, на случай войны. Кто знает, может вы будете рады что у вас танкисты в 42 м году в условиях нехватки нового ездят на Панцерах-3 или БТ-7, а не бегают пешком.
А так как мы штампуем конкретную технику - теперь у линий есть эффективность производства, которая со временем растёт, и падает если переключать производимое, но падает по разному,
к примеру, разные модификации типа Спита 2 вместо Спита 1 уменьшат всего на 10%, а вот смена базовых моделей или типов техники уменьшает её гораздо сильнее. Статья в вики.

Поэтому вместо того чтобы абстрактный слайдер переключить во время перехода с модели на модель - вы будете думать - а стоит ли делать это прям сейчас, или лучше продолжить штамповать уже освоенную технику до победного конца?
А ведь ещё падение эффективности зависит от вашей промышленности - децентрализованная быстрее переходит с модели на модель, лучше сопротивляется бомбардировкам, но при налаженном производстве менее эффективна чем централизованная.

А вот с кораблями эффективности почему-то нет, хотя уж при производстве эсминцев или транспортов должны включаться техники массового производства.
Но там сохраняется другая дилемма - улучшить ли текущие модели и пусть наука занимается чем-то другим или дождаться следующих, но сразу получить раскачанную технику.

Вот например - на дереве реактивные самолёты начинаются уже в 45м, и можно захотеть перепрыгнуть истребитель 44го, но при переходе сильнее упадёт эффективность производства, да и вместо нефти они в производстве требуют вольфрам. С другой стороны, если не переходить на новую модель в 44м - можно накопить резервы, позволившие бы безболезненно перейти с модели на модель.

2) Планирование наступлений/обороны стало гораздо более похожим на то что мы видим в учебниках истории. И менее зависимым от микроменеджмента.
Теперь можно взять группу армий и нарисовать стрелки передвижений по карте и смотреть как они двигаются.

Только вот обучение совершенно не показывают специфику того как всем этим пользоваться.

Например, что надо делать чтобы сделать котёл? Я поступаю довольно просто - на всём фронте сидит армия командуемая фельдмаршалом, там пехота, мотопехота, немного танков, и они занимаются тем что держат фронт.
А вот котлами занимается танковая армия с генералом во главе, которой выдан небольшой участок фронта или два (да, именно так, надо взять и с помощью альта уменьшить или заново нарисовать небольшие линии фронта чтоб атакующая армия не распылялась на весь фронта, а шла кулаками) и нарисованы линии окружения. А потом, когда оборона сломлена, можно уже начинать массовое наступление.

А ещё есть бонус от планирования, зависящий от того как долго вы готовились и какая у вас доктрина. Поэтому со всеми соседями с которыми вероятная война надо держать приказ на наступление распланированным, даже если вы обороняетесь, просто чтоб получать этот бонус.

Ну а к отдельным приказам войска назнчаются с зажатым контролом. Хотя теоретически один фельдмаршал может командовать всем, и раздавать огромные бонусы если он опытный, на самом деле очень не хватает групп внутри одной армии, скажем если нужно одну часть армии поставить на границе с Францией, другую с Польшей, а ещё две - с Бельгией и Голландией.
Хотя и можно замикрить это.

Ещё недоработки - не объясняют зачем нужны разные приказы, например приказ "гарнизон" - очень полезная вещь, позволяет защищаться от морских вторжений и парашютистов на автомате, а ещё подавляет партизанов. Но об этом говорили на стримах, а не в обучении.
Ну а ещё - один генерал не может одновременно держать фронты и заниматься гарнизонами. Приходится держать минимум двух. А на самом деле и больше.

3)Флотский бой теперь заключается не в том что две пачки встречаются в одном месте и пытаются утопить друг друга, а вместо этого им задаётся приказ на здоровенных размерах морских регионах:
Hearts of Iron 4
Можно одновременно выбрать до трёх на один флот.
И дальше корабли уже рассредотачиваются согласно типу приказа, поэтому нельзя как раньше наштамповать авианосцев и всё вынести. С большой вероятностью авианосцы будут утоплены подлодками. Так что надо не жалить и понастроить экранов - эсминцев, тяжёлых крейсеров, много.

А как только вражеский флот обнаружен - корабли начинают стягиваться к месту боя.
Поэтому иногда флот с более плотным построением может по быстрому вынести часть кораблей рассредоточенного.
А ещё - если всё это происходит у берегов - могут подлететь самолёты:

Линкороблядки соснут:

Hearts of Iron 4
864 штуки налетело на Дакоту и два эсминца, ПВО сбило 16, Дакоту утопили, эсминцы остались.

Эсминцеблядки тоже соснут:

Hearts of Iron 4

Если чо, в воде - это утопленные, на воде - оставшиеся.

4)А ещё есть конструктор дивизий, он хороший.

5)А ещё система дипломатии есть, которую опять же плохо объясняют. Но сама она makes sence.
Теперь страны могут создавать свою фракцию, а не ограничиваться союзниками/коминтерном/осью.
Есть world tension, который - тоже хорошая система, ибо высокие значения позволяют демократиям гарантировать независимость других стран и самим вступать в войны.
Поэтому дипломатию, например, за германию, надо вести так чтоб хапнуть всё что нужно пока он не поднялся.

А ещё есть мирные конференции, происходящие после того как альянс с которым вы воевали капитулировал. И чем больше вы навоевали - тем больше вы можете распоряжаться результатами.
Хотя подсчёт слегка упорот в том что ему очень важны бомбардировки, примерно наравне с конкретными завоеваниями.

Япония капитулировала, теперь в ней демократия - власть демократов.
Hearts of Iron 4

Выборы? Какие выборы? Демократы же и так у власти.


Тем не менее, есть спорные решения и просто недоработки

1)Изменено управление самолётами. Теперь на один state один аэродром. Причём вы не выбираете где он находится.
Зато можно вручную задавать размер эскадрилей.

Аналогично - с ракетами - поэтому, например, Фау-1 для стрельбы по бритам вообще бесполезны, потому что стартовая площадка находится не на берегу, а внутри континента, а в отличие от самолётов которым задрали дальность чтобы компенсировать это, у ракет оставлена историчная.
А Фау-2 может запускаться только из Нормандии.

Ещё почему-то у истребителей нет миссии "Close air support", хотя вполне логично было бы им её дать - когда у противника не осталось достаточного количества самолётов чтобы было что перехватывать логично бы было дать им какую-нибудь полезную задачу.

2)Отказались от склада ресурсов - если с обычной наземной техникой и самолётами это нормально работает потому что как бы компенсируется при производстве, то вот с флотом который нахаляву катается по морю, или с парашютистами/морпехами которым нельзя сделать air supply, потому что локального склада-то нет получается странно.

3)Как всегда меня раздражает human wave doctrine, ибо уж слишком клюквенно.
Если поступать исторично - её бы следовало объединить с американской superior firepower doctrine, ибо если посмотреть на состав бригад то советский союз давил-то не пехотой, а артиллерией, пулемётами и танками.
Хотя, во всяком случае в этой редакции human wave не про то как давит пехотой до победного конца, а про то что combat width в этой доктрине у пехоты меньше чем в других. Но почему-то только у обычной пехоты, а не мотопехоты или танков.

Так что если хочется косплеить Жукова или Рокоссовского - надо забивать на эту доктрину и изучать блицкриг.

4)Политическая система - с одной стороны, подготовка революции в стране ощущается уж очень быстрой - два-три года, с другой, по игровым меркам - это достаточно долго.

5)ИИ пока слабовато справляется с морскими вторжениями.

6)К моделям кораблей и прочей техники тоже можно придраться.

А ещё, в отличие от других игр серии, тут Германия - не каток, и за неё достаточно сложно и интересно играть. Я играл за ГДР, в союзе с СССР, и то были проблемы. А соло или с Италией было бы наверно тяжко.
А в другой игре, где я играл за Японию, строящую сферу сопроцветания, Германия вообще не смогла даже францию завоевать.
Надо бы апнуть.
А ещё у всех стран 5 слотов под исследования в итоге, а у США - 6, имбоёбы, нерфить.

Конечно, всё правится модами, но я про ваниллу.

В-общем, Hearts of Iron IV - отличная игра, но которой требуются доработки.
А они, исходя из политики Парадоксов, будут.
И чтобы с удовольствием играть надо читать вики.
Но, в отличие от Стеллариса, в них уже можно играть, и они чувствуются более отполированными.

А ещё их делало 10 человек. Ну, чтобы было о чём подумать при сравнении.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
О Медном всаднике – и, в очередной раз, Пушкине 18 августа 1782 года состоялось торжественное открытие главного Питерского памятника Петру Первому – который известен нам как «Медный всадник». (Хотя статуя Фальконе, разумеется, бронзовая). Почему так?.. Опять не обошлось без ...
Или общественно полезный поступок. Тошню токой на работу, передо мной нарисовался узбек кокой-то с тележкой. Или Киргиз. Короче, какой-то представитель восточного колорита. Ну он хуяк и тормозит в переходе, встал у стены и начинает что-то там манипулировать в области паха. Я про себя ...
26 января 1920 года умер белый генерал Владимир Каппель. Его навсегда прославил Великий Сибирский Ледяной Поход, во главе которого генерала и не стало . Каппель родился в 1883 году в роду потомственных военных. Оскар Каппель, отец, с русскими войсками покорял Туркестан, после служил ...
На сегодняшней конференции освобожденные участницы группы Pussy Riot высказали свое пожелание выдвинуть Президентом России Михаила Ходорковского. Что тут можно сказать? Очень хотелось бы, чтобы решения людей основывались на какой-то логике и аргументах. Хоть с Михаилом Ходорковским ...